Несколько дней назад ко мне в реанимацию привезли 64-летнюю пациентку с диагнозом острый инфаркт миокарда. Сразу после поступления она была доставлена в операционную, где было проведено стентирование передней межжелудочковой ветви левой коронарной артерии. Течение заболевания оказалось неосложнённым, и после суточного пребывания в реанимации она была переведена на отделение. Казалось бы, рядовой случай, не заслуживающий особого внимания. Но когда я подробно обсудил с пациенткой историю её заболевания, и ознакомился с медицинскими документами, которые она привезла с собой, я понял, что эта история весьма необычна, и заслуживает того, чтобы рассказать о ней читателям.
Больная начала замечать приступы стенокардии в конце января, и сразу обратилась к врачу, так как ранее читала популярную медицинскую литературу, и знала, что стенокардия, особенно впервые возникшая – это грозный предвестник инфаркта миокарда.
Подробно о симптомах стенокардии я писал в этой статье.
Участковым врачом было принято грамотное, единственно правильное решение – уже в первых числах февраля пациентка экстренно госпитализирована в одну из больниц нашего города. Несмотря на типичные для стенокардии жалобы (боли в груди сжимающего характера, появляющиеся при ходьбе и быстро, за минуту, купирующиеся в покое) коронарография проведена не была, и начато обследование.
На суточном мониторинге изменений ишемического характера не выявлено, правда, пациентка в день проведения процедуры не жаловалась на боли, типичные для стенокардии. Эти боли возникали у неё именно при выходе на улицу, а мониторинг проводился в помещении, хотя, конечно, пациентка много ходила по лестнице, чтобы оценить переносимость нагрузки.
Была проведена велоэргометрия, которая также не выявила ни малейших изменений на ЭКГ во время нагрузки.
Напомню, велоэргометрия – это нагрузочная проба, которая заключается в выполнении пациентом постепенно возрастающей физической нагрузки. Пациент садится на велоэргометр, и крутит педали, а уровень сопротивления при этом ступенчато увеличивается. Возрастает частота пульса, увеличивается нагрузка на сердце, что может вызвать ишемические изменения на ЭКГ, которую снимают на каждом этапе усиления нагрузки. С помощью заранее наложенной на плечо манжеты от тонометра осуществляется контроль артериального давления во время процедуры.
Пациентка успешно прошла все положенные по протоколу ступени увеличения нагрузки, и в результате было сделано чёткое и лаконичное заключение: нормальный стресс-тест.
Естественно, перед проведением велоэргометрии пациентке были отменены все препараты, влияющие на состояние сердечной мышцы. То есть, проба проведена по всем правилам.
В итоге диагноз ИБС ей был снят. Пациентка выписана с невнятным диагнозом «торакалгия» - этим термином обозначают боль в грудной клетки от латинских слов торакс – грудная клетка и алгия – боль.
Вернувшись домой, больная не почувствовала ни малейшего улучшения состояния. Боли в груди возникали с прежней частотой и интенсивностью, но пациентка уже относилась к ним совершенно спокойно, ведь в больнице ей уверенно сказали, что стенокардии нет.
Даже на фоне интенсивного приступа болей, который впервые возник в покое в день госпитализации, пациентка не предпринимала никаких мер. С 4 часов ночи она терпела боль, но около 9 утра она всё-таки решила побеспокоить службу скорой помощи, которая и привезла пациентку в наш стационар.
Какие выводы можно сделать из описанного случая?
Надо признать, что пациентке очень не повезло. Всё-таки велоэргометрия при тяжёлом коронарном атеросклерозе (о котором мы достоверно узнали только после проведения коронарографии, а задним умом все крепки) часто выявляет ишемические изменения. Но ложноотрицательные результаты тоже бывают, в чём мы и убедились на её примере.
С другой стороны, стресс-эхокардиография (о ней я писал в этой статье) является более надёжным исследованием. После первой госпитализации у пациентки в распоряжении был почти месяц. За это время она могла сделать стресс-эхо, и успеть стентировать поражённый атеросклерозом сосуд, не допустив инфаркта.
Пожалуй, можно согласиться с писателем Оскаром Уайльдом, который говорил: «У меня непритязательный вкус – мне вполне достаточно самого лучшего». Действительно, если идёт речь об исключении ишемической болезни сердца, лично я предпочитаю не размениваться на простые, но менее достоверные способы обследования, а сразу назначаю стресс-эхо как самый эффективный метод диагностировать коронарный атеросклероз. Ну, и, конечно, длительно существующая типичная для стенокардии симптоматика должна заставить обращаться к врачу повторно, даже несмотря на благоприятные результаты инструментальных исследований.
Подписывайтесь на меня в Телеграм, там я иногда публикую материалы, которых нет в Дзене.t.me/kardiologKrulev
Статья не является руководством к действию. Требуется консультация специалиста. Иллюстрации взяты из свободных источников.