Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

«Проклятые короли», 2005 год. Небрежная экранизация

При всей любви советского и российского читателя к романам Мориса Дрюона (лично для меня Франция начиналась, как с «Трех мушкетеров», так и с «Проклятых королей»), с популярностью экранизаций по этой серии, у нас как-то не задалось. И дело не в романах, никак нельзя сказать, что они «морально устарели», несмотря на кажущуюся теперь некоторую простоту сюжета. Дело в самих экранизациях. Первую – 1972 года, у нас как-то «пропустили», а каждый фильм (телесериал) все же хорош именно своевременно. Но эта, казалась бы старая экранизация, так и остается самой лучшей из двух. Показанный лет через 25 после премьеры (а увидели этот первый у нас, предположу, как минимум в 90-е годы), любой сериал не произведет такого же впечатления, какое должен был бы в первые годы после выхода (сделаем необходимую скидку на то время). Но как быть с франко-итальянским сериалом 2005? Он же, можно сказать, современный, но вот фурора в России отнюдь не произвел – не сравнить, ни с «Царством», ни с «Тюдорами», и даж

При всей любви советского и российского читателя к романам Мориса Дрюона (лично для меня Франция начиналась, как с «Трех мушкетеров», так и с «Проклятых королей»), с популярностью экранизаций по этой серии, у нас как-то не задалось.

И дело не в романах, никак нельзя сказать, что они «морально устарели», несмотря на кажущуюся теперь некоторую простоту сюжета. Дело в самих экранизациях. Первую – 1972 года, у нас как-то «пропустили», а каждый фильм (телесериал) все же хорош именно своевременно. Но эта, казалась бы старая экранизация, так и остается самой лучшей из двух.

Показанный лет через 25 после премьеры (а увидели этот первый у нас, предположу, как минимум в 90-е годы), любой сериал не произведет такого же впечатления, какое должен был бы в первые годы после выхода (сделаем необходимую скидку на то время). Но как быть с франко-итальянским сериалом 2005? Он же, можно сказать, современный, но вот фурора в России отнюдь не произвел – не сравнить, ни с «Царством», ни с «Тюдорами», и даже, пожалуй, с чуть менее известными «Борджиа». Почему? «Проклятые короли» - 2005, это - немного странный сериал, очень небрежный, а местами откровенно халтурный.

Первое что бросается в глаза – довольно неудачный подбор актеров. Складывается впечатление, что основной целью создателей была не экранизация Дрюона (это дело, дескать, десятое), а непосредственное трудоустройство отдельно взятых актеров. А уж соответствуют ли они наделенной роли – ну вот, неважно совсем.

-2

Трудно здесь удержаться от иронии – Жерар Депардье взял семейную концессию в этом проекте? У нас тут и сам патриарх – в роли Жака де Моле, сын Гильом – Людовик Сварливый, и дочь Жюли – в роли Жанны Бургундской. Оно, может быть, и не беда сама по себе (кумовство не вчера придумали, и даже не в России – вот сюрприз), но … ведь это жуткий мисткаст по всем трем позициям.

Итак, сам мэтр Жерар – признаюсь честно, я не люблю его «сольные» роли, но дуэты с Пьером Ришаром, Кристианом Клавье и Жаном Рено буду пересматривать еще не один раз. Подход к воплощению поверженного великого магистра, здесь, опять же, не слишком серьезный. Послушайте, но известно, что некоторые артисты идут «на жертвы», чтобы соответствовать. Набирают вес, или напротив, сбрасывают, а уж побриться налысо – пара пустяков.

Жерар Депардье, как всегда выбрит. Вопрос наличия бороды у тамплиеров – дискуссионный (вот по уставу полагается бриться, но в 1240 году тамплиеров называли «орденом бородатых братьев», также есть упоминания, что, скрываясь от преследования они брились, из чего можно сделать вывод, что с бородами братья выделялись в толпе), однако уже сложилось определенное историческое мнение – член ордена должен быть и с усами, и бородат. Возможно, мэтр заявил – с бородой я уже не Жерар Депардье, какой смысл мне тогда здесь работать?

Ах, вам не нравится, месье? Но есть определенный, пусть и спорный исторический «канон», а еще условности кино, вам ли этого не знать? Кристофер Ламберт в одном тоже историческом фильме ходил с жуткими усами. Потому как надо играть галла, а галл без усов - это странно. Кристофер Ламберт с усами – тоже странно. А выход-то есть – другой актер, которому это походит, или которого публика примет и с бородой. Стоило ли городить огород, ради одной роли в первой части?

-3

Ну, да ладно, с бородой, а с комплекцией-то, что делать будем? Жак де Моле – этот мощный духом старик семь лет просидел в тюрьме под пытками. Но от сцены аудиенции у короля до сцены казни – никаких изменений, толстенький, упитанный и не выглядит изможденным. Если верить сериалу, то в застенках времен Филиппа Красивого – хорошо кормили.

Далее, Гильом и Жюли, соответственно - Людовик и Жанна. Здесь недоумение уже более сильное, ибо ломаются мотивы некоторых персонажей в целом. Понятия не имею, где еще и в каких фильмах обретался Гильом, но вот Жюли Депардье вообще, мне очень и очень нравится, хотя внешность у неё своеобразная и, следовательно, не на каждую роль её поставишь. Но здесь решили, что можно – она же дочь самого Жерара.

-4

Вернемся к условностям кино, я возможно буду не прав, требуя, чтобы «бургундские сестры» (Маргарита – дочь герцога Бургундского из Капетингов, Жанна и Бланка – дочери графа Бургундии Оттона IV де Шалона и Маго Артуа), выглядели как «летучий эскадрон» фрейлин Марии Стюарт из сериала «Царство».

Скорее всего, ни фрейлины, ни принцессы, в реальности так феерично не выглядели. Но вряд ли создатели сериала «Проклятые короли» пытались добиться аутентичности (иначе у нас, и бывший магистр не должен выглядеть так, как будто семь лет не вылезал из бистро), погрузив зрителя во мрак Средневековья.

То, чем они руководствовались, подобрав актрис на роли хулиганок из Нельской башни – загадка. Вообще-то, по роману – Жанна симпатичная, но уступает сестре Бланке и кузине Маргарите по красоте. Здесь же, как будто «подгоняли» каст именно под Жюли, выбрав актрис рядом с которыми дочь Депардье будет не только приятной и симпатичной, так сказать, «с изюминкой», но еще и просто красивой. А ее напарницы – просто неприятные дамы.

И как зрителю с таким кастом поверить в стержневую интригу, где Маргарита стала бегать от мужа, короля Наварры, к какому-то конюшему? Гильом-то в роли Луи – на вид обычный нормальный парень, и вовсе не поход на снулого, болезненного старшего королевского сынульку из оригинального романа. Здесь уже появляется вопрос – почему он не бегает по окрестностям, коллекционируя любовниц? Ибо «дома»… ну, как-то не особо весело.