Найти тему
МИР (Море История Россия)

Торпедоносцы и минопостановщики. "Люфты" на Черном море.

Не, наверное, работа с архивами противника, при всей ее нудности и трудности, не столь популярна, чем рассказы о героических подвигах наших "чудо-богатырей". Но, порой "выскакивают" настолько интересные истории, что...

 Не у нас и немного другой период, но тоже "львиная" KG26
Не у нас и немного другой период, но тоже "львиная" KG26

Давайте посмотрим внимательно, с самого начала ситуацию с минно-торпедными самолетами на Черном море, начиная с конца августа 1941 года, а, заодно поясню ситуацию с 1./KG28 (которая, не совсем 1./KG28 или совсем не 1./KG28). Кроме того, мы с вами уже говорили о минировании портов Черного моря (например, Новороссийска) и начали разговор о немецких самолетах с торпедным вооружением. Фактически, это одна тема, потому, как работали одни и те же самолеты. Итак...

Поначалу в сводках фигурируют только "обычные" самолеты, которые работают по "корабельным" целям (например Ju-88 из I./KG51).

24 августа. В тот день два Не-111 6./KG.26 в 20 часов 10 минут атаковали в 40 км западнее Евпатории грузопассажирский пароход (4 тыс. тонн), охраняемый двумя небольшими сторожевиками. Экипажи наблюдали, что след торпеды шел точно на один из сторожевиков, но взрыва не последовало. По мнению пилотов, осадка сторожевика оказалась меньше, чем глубина хода торпеды. Самое интересное, что в составе этой группы были не только самолеты 6. эскадрильи, но и два самолета из 5.-й Командиром этой сводной группы самолетов был назначен обер-лейтенант Хорст Крупка.

-2

25 августа. На рассвете 25 числа двумя группами в 2 и 3 самолета 6./KG.26 летала на охоту, но ничего не "добыла". Группа из трех самолетов атаковала грузопассажирское судно, но без результата

-3
-4

26 августа. Утром и вечером пара самолетов охотилась в районе Одессы. Утренняя пара (бортовые коды 1H+AP и 1H+EP) 6./KG.26 с километровой дистанции атаковали одной торпедой пассажирский пароход тоннажем около 12-15.000 тонн. Но ход торпеды не наблюдался. Соответствия я что-то не нашел.

-5

27 августа. Немецкие торпедоносцы "прогулялись" двумя самолетами впустую и сели с торпедами

-6

А, вот дальше идет интересная информация.

28 августа. Появляется I./KG28 ("Так вот же она, что ж ты автор пишешь, что ее не было!"). А, потому и пишу, что это не 1./KG28, а два самолета из 3./KG28 (из той же авиагруппы I./KG28)

-7

В чем "прикол"? Судя по номерам, пять самолетов, убывших из состава I./KG28 (эскадрильи 1. и 3.) на ремонт, были в ходе ремонта переоборудованы в минно-торпедные, и обратно вернулись не в родную часть в Бобруйск, а, перелетели на Черное море. Это не эскадрилья (точно так же как и в случае с 6./KG.26) На аэродроме Бузу было создано временное формирование. 28 числа летали и два новых самолета и самолеты из 26-й группы. И, вроде бы даже атаковали на линии Одесса — Севастополь они атаковали транспорт водоизмещением в семь тысяч тонн и пассажирское судно в 10.000 тонн.

-8

Соответствие в наших документах не найдено.

29 августа. Прибыли еще три самолета из I./KG28 (один из 3. эскадрильи, и 2 из 1.-й). Стало их пять. Командовать отрядом был назначен 27-летний обер-лейтенант Герд Шефер.

Два самолета из 3./KG28 атаковали транспорт только вышедший из Новороссийского порта, водоизмещение которого было оценено пилотами в 20 тысяч тонн. Одна торпеда прошла 200 метров и изменила курс, три другие даже не наблюдались. Все верно, атаке подверглось учебное судно «Днепр» (12.589 брт). По советским данным, оно было безуспешно атаковано торпедами утром в районе мыса Утриш.

Три других самолета потопили "Каменец-Подольск. (как ни странно, потерь не отмечено). Вечерний "заход" был уже не торпедным, а бомбовым. Под удар снова попал "Днепр", следующий в Севастополь. Бомбы легли по корме транспорта (противник жалуется на огонь ПВО), один самолет вернулся на одном моторе. 6./KG26 тоже работала, но, вроде бы как неудачно.

-9
-10

30 августа. День оказался очень насыщенным. В связи с тем, что командирский самолет группы I./KG28 был из состава 1-й эскадрильи, в донесениях чаще стала упоминаться именно 1./KG28.

Но активнее всего работала в этот день другая группа. Сначала (ночью и рано утром) три самолета 6./KG26 вылетали на разведку.

-11
-12

Затем 4 He-111 сбрасывали мины ВМ-1000 в Новороссийском порту (в два захода), две "бомбомины" легли "не туда", (одна на сушу, другая на Западный мол), шесть мин легли нормально. Потом одиночный самолет сбросил еще две мины.

3./KG28 минировала Севастопольскую бухту: 4 самолета сбросили 8 мин LMB (зеленые)

-13

31 августа. Пять Хе-111 6./KG.26 ставили авиационные мины ВM 1000 у входа в Севастопольскую бухту. Огнем зенитной артиллерии был поврежден Не-111Н-5 W.Nr. 2859 (1Н+DP) из 5./KG.26. Подбитый самолет смог долететь до территории Румынии, но упал и сгорел в районе аэродрома Фокшаны. Погибли: наблюдатель обер-фельдфебель Роберт Ковальски, бортрадист унтер-офицер Йозеф Копец, бортмеханик фельдфебель Конрад Штаховски и бортстрелок ефрейтор Вальтер Шон. Выжил только командир самолета обер-лейтенант Эберхард Штюве. Обычно эти потери даются в 6.-й эскадрилье, (т.к. это самолет из сводной группы 6-й эскадрильи), и за 1 сентября 1941 года (по дате поступления донесения).

Думаю, я немного прояснил ситуацию с формированием "кюстенштаффеля". Ошибка большинства авторов в том, что они пытаются оперировать целым подразделением, а, по сути, это были две сводных группы, причем в случае с 28-й эскадрой, это самолеты, не из ее состава, а, с замены двигателей и переоборудования.

Итог августа: один самолет потерян, один поврежден и небоеспособен. Как там в считалке по десять негритят? "Один из них сгорел, и их осталось восемь..." (шутю) :-) Сентябрь смотреть будем?

Так, к примеру, отмечен сброс 10 "бомботорпед" в Новороссийском порту вечером (в 21.30) 30 августа 1941 года, это тоже работа 6./ KG26. Вторая ходка

На следующий день

-14

Мы просмотрели период "работы" немецких минно-торпедных самолетов до 2 сентября 1941 года включительно. 3 сентября 1941 года на аэродром Бузу, действительно перелетают пять самолетов 1./KG28, которые вместе с пятью самолетами 6./KG26 образуют "Kustenstaffel" т.е. береговую эскадрилью. При этом базирование основного состава 1./KG28 по-прежнему Бобруйск, затем Сещинская.

Что касается торпед, то морским путем прибывают 4 итальянские торпеды и 16 немецких. Первая попытка совместной работы датирована 4 сентября. Неудачно. Одна торпеда прошла за кормой транспорта. Кстати, несмотря на то, что два самолета, якобы (по нашим данным) были потеряны в результате атаки на "Каменец-Подольск", увы, пятерка KG26, по-прежнему вся в сборе.

-15