Красота тоже способна пугать. Равно как и нечто ужасное может оказаться внезапно чем-то поистине прекрасным. В хорроре, как и, пожалуй, в любом другом жанре важную роль играет эстетика. Она способна не только увлечь зрителя, но и сделать происходящее на экране глубже, сложнее, а иногда и вовсе стать самостоятельным содержанием. Итак, самое время поговорить о пяти страшно красивых фильмах.
Другие
Режиссёр: Алехандро Аменабар
Год выхода: 2001
Испания, США, Франция, Италия
Фильм, сделавший испанского режиссёра Алехандро Аменабара поистине международной звездой и, кажется, окончательно закрепивший моду на «шьямалановские» финалы. В большом уединённом особняке живёт семейство во главе с героиней Николь Кидман, которая воспитывает двоих детей одна, ожидая, что вот-вот с войны вернётся её муж. Но однажды на пороге особняка появляются совсем другие люди, убеждающие женщину, что ей просто необходима их помощь в домашних делах. А тем временем в доме всё чаще о себе дают знать некие потусторонние сущности: то страшная старуха, то маленький мальчик, не дающие покоя детям. В фильме есть все необходимые для образцового готического триллера элементы: призраки, туман, тьма снаружи дома и внутри него, чуть-чуть помешательства и много горя. А также извечный вопрос: чей же мир страшнее – живых или мёртвых?
- Лучшая сцена: безумие спятившей Николь Кидман, возжелавшей придушить дочь.
Невинные
Режиссёр: Джек Клейтон
Год выхода: 1961
Великобритания
И снова действие разворачивается в старом особняке, и снова дети оказываются в центре странных и страшных событий. Оставшиеся под присмотром только-только нанятой гувернантки очаровательные на первый взгляд Майлз и Флора в какой-то момент начинают вести себя вызывающе. Они закатывают истерики, гуляют в неподходящих для этого местах в неподобающее время и будто иногда немного издеваются над своей новой воспитательницей. Сама она тоже со временем начинает вести себя всё страннее. Ею овладевают идеи о призраках, обитающих в доме, и будто бы вступивших в странный сговор с её воспитанниками. Эта экранизация повести «Поворот винта» американского писателя Генри Джеймса считается лучшей адаптацией произведения по сей день. И помимо отличного сценария и мастерской режиссуры отдельного упоминания заслуживают изумительная операторская работа и монтаж, выводящие саспенс до предела и нагоняющие жути даже спустя 60 лет с момента выхода картины.
- Лучшая сцена: встреча гувернантки с призраком за окном – высший пилотаж за счёт монтажа и операторской работы.
Сонная лощина
Режиссёр: Тим Бёртон
Год выхода: 1999
США, Германия
Тим Бёртон никогда ведь в своей карьере не снимал в чистом виде хоррора – всегда его фильмы были отчасти комедиями, отчасти принадлежали к фэнтези, отчасти их можно было назвать мелодраматичными сказками, а иногда и всё вместе. Но однажды, где-то на рубеже 20 и 21 веков с Бёртоном случилась «Сонная лощина». Нет, это всё ещё фирменный Бёртон с его гротескной готикой, сказочным нарративом, ноткой романтики и Джонни Деппом во главе кадра, только теперь сильно мрачнее. Депп здесь играет эксцентричного констебля, этакого Дэйла Купера, отправленного в глушь, именуемую «Сонной лощиной», чтобы расследовать серию загадочных убийств, в которых оказывается замешана нечистая сила, амбассадором коих выступает всадник без головы.
- Лучшая сцена: любая, где кривляется Депп, изображая то отвращение, то испуг, то изумление.
Суспирия
Режиссёр: Дарио Ардженто
Год выхода: 1977
Италия
Слишком яркие цвета, слишком вычурные декорации, слишком диковинный саундтрек и ещё много таких вот «слишком» - они-то, кажется, и сделали «Суспирию» тем самым фильмом, с которым теперь плотно ассоциируется имя Дарио Ардженто. И, пожалуй, первое, что вспоминаешь, произнося завораживающее название этого фильма – вовсе даже не саму историю о юной девице, оказавшейся средь бесовщины, процветающей в школе танцев, а коридоры и комнаты этой самой школы, того и гляди лёгким движением руки превращающиеся в элегантный антураж к эдакой Алисе в стране чудес, только граничащей с преисподней. Но самое важное, что за эту вот здесь чрезмерность фильму можно простить и слишком нелогичные поступки персонажей, и слишком переигрывающих актёров, и слишком прямолинейное развитие событий. В конце концов, всё это только добавляет фильму очаровательного безумия.
- Лучшая сцена: с падающими с потолка личинками – бессмысленная и прекрасная в своей отвратительности
Малхолланд Драйв
Режиссёр: Дэвид Линч
Год выхода: 2001
США, Франция
В 2016-м году журналисты издания ВВС, проведя опрос кинокритиков из разных стран, назвали «Малхолланд Драйв» лучшим фильмом 21 века. Ясное дело, что текущее столетие только-только началось, но, возможно, у шедевра Дэвида Линча есть все шансы закрепиться на лидирующей позиции еще на годы вперёд. На сей раз режиссёр упаковал характерную для своих творений историю, полную тайн и сновидений в глянцевую обёртку, что блестит на солнце и манит томными взглядами напомаженных красавиц, но под которой скрывается неприятное, а иногда и пугающее перепачканное грязью лицо изнанки фабрики грёз. И исследовать внутренне пространство картины, обрамлённой таким контрастом – занятие невероятно увлекательное, и, несмотря на уже многочисленные разборы и анализы фильма, по-прежнему пригодное для трактовок и интерпретаций.
- Лучшая сцена: в которой появляется то самое перепачканное лицо.
Предыдущая часть тут
И тут