Конечно, прочесть, к примеру, рассказы К. Г. Паустовского-это вам не
" Войну и мир" перелопатить. Я и сама рада, когда мы с детьми работаем по этими текстам. Они полны мудрости, душевного тепла и при этом невелики по объёму, что гарантирует практически стопроцентное прочтение.
С пятиклашками читаем обычно рассказ-сказку "Тёплый хлеб ", и всегда эта история находит сильнейший отклик в детских сердцах. Я и сама из раннего-раннего детства вспоминаю, в первую очередь, его. Понятна история: обидел человека ли, животное ли - получай результат. Понятен способ решён проблемы: только всём миром можно справиться с бедой. И, конечно, понятна мораль: если искупишь вину, покаешься, то пройдёт стороной беда неминучая. Но Паустовский, конечно, глубже очевидных выводов. Тёплый хлеб-это ещё и антоним "черствой души". Там, где нет тепла, и ум не спасёт.
В этой связи очень интересен рассказ " Заячьи лапы ". Фабульно он тоже прост: охотник спасает из пожара зайчика, который вывел его из горящего леса. Однако композиционно рассказ выстроен с нарушением хронологии, и мы сразу видим и страдающего зайца, и плачущего мальчика Ваню, которого нам жаль не меньше - так он переживает за зверушку. И только в конце рассказа узнаем, что случилось. Удивительно, но редко кто обращает внимание на парадокс: дед Ларион спасает того же зайца, которого собирался подстрелить. Когда в начале повествования мы видим совет ветеринара зажарить зайчика с луком- нас коробит этот цинизм, а когда встречаем слова охотника о выстреле - воспринимаем как должное. Краткий и ёмкий финал - в зайце с обожжёнными лапами мы узнаем того, в которого он стрелял- поражает удивительным открытием: не будь этого промаха-не жить бы сейчас охотнику. Сила этих "малых сих" настолько велика, что заставляет задуматься, а точно ли человек царь природы.
Ещё один рассказ Паустовского " Старый повар"- о волшебной силе музыки- читаем уже с ребятами постарше. Писатель как-то так расставляет акценты, что мы видим жизненную историю умирающего повара: его любовь к жене, его порядочность, которая даже на смертном одре не даёт забыть о совершенной краже блюдца ради спасения близкого человека; слышим удивительные звуки музыки, которая розовый дымкой окутывает этот старый домик. Но совершенно не замечаем музыканта - так он растворен в моменте. И только когда он называет имя- Вольфганг Амадей Моцарт- мы как будто благоговейно замираем и завидуем счастью старого повара-уйти в мир иной под эти звуки.
Безусловно, несомненным шедевром в этой подборке должен стать рассказ "Телеграмма". Это весьма странно, но сейчас его нет в хрестоматии ни по одной из программ. Но без этого текста как понять глубину человеческого одиночества ? Девушка Настя, хороший организатор и всей душой болеющий за своё дело человек, не может вырваться из круговорота дел, чтобы поехать к старенькой матери. История настолько банальна, а в современном мире так и вовсе расхожая, что у молодых читателей даже не вызывает особого трепета. И когда я рассказываю, что Марлен Дитрих, величайшая актриса, преклонила колени перед Паустовским, многие просто пожимают плечами, так и не понимая, в чём ценность этого произведения. Правда, как бы ни крепились молодые циники, но в момент, когда Настя, крадучись, таясь от жителей села, уезжает из деревни, не выдерживают, заявляя, что это ужас - так забыть о самом близком человеке.
Время не бывает хорошим или плохим, всегда есть сложности и драмы, но цель - остаться человеком - пожалуй, наиважнейшая.