Представьте ситуацию: молодая девушка выходит замуж не по любви, в потому, что так принято ( не в девках же сидеть!). Живут молодые в доме свекрови, поэтому, конечно, подчиняются её правилам. Молодая жена ждёт от мужа проявления любви и нежности, но на глазах у маменьки попробуй, понежничай. Тут же недовольный взгляд словишь! Так и живут - вроде всё внешне благополучно, а счастья нет. И молодой жене не приходит в голову ничего лучшего, чем... загулять с молодым человеком. Кстати, в доме свекрови живёт ещё и золовка нашей героини, девушка незамужняя, но очень резвая: втайне от маменьки развлекается с молодыми людьми. Узнали сюжет? Конечно, это же "Гроза" Александра Николаевича Островского!
Уже не первый год высказывается мнение, что неплохо было бы исключить ряд произведений литературы из школьной программы, и "Гроза" идёт в списке едва ли не первой. Согласна, произведение не бесспорное, всё поступки Катерины вызывают большие вопросы, а ответов автор так и не дал. Но что, если посмотреть на ситуацию в семье Кабановых взглядом из дня сегодняшнего? Безынициативный муж и страстная, живая, жаждущая любви молодая женщина. Вполне узнаваемые персонажи. Что было бы с Катериной в наши дни? Наверное, весь свой пыл она направила бы в развитие собственных способностей: карьерный рост, самореализации, активная гражданская позиция (шучу!)). Но какое место в этом списке занимает муж? Правильно, никакое. Может, вся трагедия Катерины не в том, что свекровь "заела", а что муж как мужчина, опора, защитник - " никакой "? Почему-то в трагедии, что случилась с героиней " Грозы", традиционно обвиняют либо Кабанову, либо саму Катерину. И редко-редко встретишь мнение, что вообще-то мужчины ( Тихон и Борис) постарались не меньше. Один своим безволием, другой- что воспользовался уязвимым положением молодой женщины.
В пьесах Островского женщины всегда были ярче, сильнее, даже отважнее, чем мужчины. Сам автор объяснил это тем, что не видит героя в современной России, видимо, обмельчал род людской. Только женщины, (да и то не все), по мнению драматурга, пока ещё способны противопоставить бездуховности, пошлости, стяжательству хотя бы свою женственность, уязвимость, сердечность и искренность.
Может, потому мы всё же симпатизируем героине уже более 150 лет. А самому основателю русского драматического театра, чьи пьесы до сих пор есть во многих репертуарах ,- и "Гроза" в том числе,-Александру Николаевичу Островскому - уже 200 лет!