Почему во время съемок ленты «Убить дракона» актер Александр Абдулов помимо своей воли незаконно пересек государственную границу и угодил за решетку — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В одной из стран Юго-Восточной Азии появляется рыцарь по имени Ланцелот. Он узнает, что люди там уже 400 лет живут под властью дракона, к злодействам которого давно привыкли. Рыцарь изумляется тому, что никто ничего не делает, чтобы избавиться от правителя, и вызывает его на бой. Но вдруг понимает: дело не в чудовище, а в том, что жители не желают спасения. Народ считает, что при драконе существует порядок, и готов дальше находиться в рабстве. Ланцелот делает вывод: каждому прежде всего нужно убить дракона в себе.
Избежал участи
Знакомясь с творчеством Евгения Шварца, диву даешься, как ему удалось не повторить судьбы Осипа Мандельштама или Всеволода Мейерхольда, сгинувших в тюрьмах, ведь его пьесы «Тень», «Голый король» были написаны в разгар репрессий. Произведения сразу же запрещали для постановки и экранизации.
Пьесу «Дракон» литератор создавал в эвакуации в Сталинабаде (Душанбе) в 1943 году. А в 1944-м Николай Акимов поставил ее в Ленинградском театре комедии. Спектакль тут же закрыли. Хоть Шварц и утверждал публично, что это притча о нацизме и гитлеровской Германии, чиновники понимали: писатель лукавит. Но самое главное в ней даже не критика существующего советского строя, а воззвание к одурманенным народным массам, призыв заглянуть в себя. Впрочем, немцы в послевоенные годы, в эпоху покаяния, принимали сюжет Евгения Львовича на свой счет, и вполне понятно почему.
Шварц ушел из жизни в 1958 году. И впервые после его смерти, в 1962-м, пьесу «Дракон» в Студенческом театре МГУ перенес на сцену молодой режиссер Марк Захаров. С этого началось его восхождение. Спектакль покорил Москву, хотя и был снят с репертуара после 17 показов. Главный режиссер театра сатиры Валентин Плучек пригласил Захарова в свою труппу. А спустя еще 10 лет Марк Анатольевич возглавил Московский театр имени Ленинского комсомола.
С 1972 года кроме театральных постановок Захаров снимал телевизионные фильмы. Они широко известны: «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен» и другие. После начала перестройки режиссер решил, что в сложившихся политических обстоятельствах можно экранизировать пьесу «Дракон». Причем сделать это не в телеформате, а для большого экрана, то есть кинопроката. Постоянный соавтор Марка Анатольевича Григорий Горин обновил диалоги в произведении. К проекту подключилась и немецкая сторона — как финансово, так и технически. Поэтому картина считается совместной — СССР и ФРГ.
Слаженная команда
Разумеется, костяк актерского ансамбля в ленте составили звезды «Ленкома». Ланцелота сыграл Александр Абдулов, дракона — Олег Янковский, который когда-то начинал творческий путь на сцене Минского русского драматического театра имени М. Горького. Бургомистром, кстати, очень похожим на Никиту Хрущева, стал на экране Евгений Леонов. Еще из ленкомовских актеров в картине заняты Александра Захарова, Виктор Раков, Александр Збруев. Неожиданным решением режиссера стало приглашение Вячеслава Тихонова на роль вечно взъерошенного архивариуса. Ведь в тот период все знали его как исполнителя ролей героев.
Известные актеры из других театральных коллективов были счастливы получить в кино Захарова небольшой эпизод. Семен Фарада сыграл дирижера, Александр Филиппенко — кузнеца. Ленты Марка Анатольевича всегда отличались многоцветием исполнителей.
Спас Штирлиц
Поскольку картина совместная, съемки проходили не только в павильонах «Мосфильма», но и в Германии, Польше. За рубежом снимали в основном натуру, сцены на фоне старинных замков. Однажды во время работы на границе Германии и Австрии Александр Абдулов должен был подняться в небо на воздушном шаре. Причем не на современном, в котором воздух нагревают с помощью пропановой горелки, а на старинном шаре-шарльере, наполненном водородом. Спуск в нем регулируется только с помощью сброса мешков с песком. Такой летательный аппарат устремляется туда, куда его направят воздушные потоки. Поэтому Абдулов помимо своей воли пересек границу с Австрией и приземлился на одной из частных ферм. Ее хозяин вызвал полицию. Пока искали переводчика, актер не мог объяснить причину нарушения воздушного пространства и то, кто он такой. Стоит напомнить: Евросоюза тогда не существовало и, по сути, русский актер совершил уголовное преступление. Пока советский консул ехал из Вены в австрийскую провинцию, звезде пришлось коротать время в камере полицейского участка!
Благодаря съемкам Вячеслав Тихонов узнал, что популярен не только на родине. Группа прибыла в Варшаву и должна была добираться до Гданьска на автобусе. Однако произошел сбой в транспортной логистике, и кинематографисты отправились туда на электропоезде. Когда толпа актеров зашла в вагон и транспорт тронулся, все поняли, что никого из представителей администрации фильма с ними нет, а значит, они едут без билетов. Вскоре появились контролеры, и компанию едва не высадили на ближайшей станции. Вместе со всеми собрался выходить и Тихонов. Встал, потянулся к полке за вещами. Контролеры остолбенели! Оказалось, в 1970-е и 1980-е в Польше по телевидению многократно повторяли «Семнадцать мгновений весны». Фильм полюбился. И вдруг перед ясными очами предстал сам Штирлиц! Отношение к нашим киношникам кардинально изменилось. Вячеслав Васильевич подарил польским железнодорожникам советский железный рубль с изображением Ленина. Группе позволили доехать до Гданьска зайцами.
Сейчас после работы в своих эпизодах актеры расходятся по передвижным вагончикам и коротают время, уткнувшись в телефон. На съемках лент Захарова все оставались на площадке за камерой. Марку Анатольевичу требовались зрители, чтобы на них проверить, действительно ли смешны комичные сцены. Постановщик даже позволял высказывать интересные идеи по построению эпизодов не только актерам, но и другим участникам кинопроцесса. В общем, атмосфера царила почти семейная.
Премьера фильма состоялась в 1988 году. Картина охладила пыл зрителей, вдохновленных эйфорией перестройки и гласности. По сюжету Ланцелот убил Дракона, но люди остались прежними и вновь ждали чьей-то опеки, сильной руки. Поэтому герой Вячеслава Тихонова в финале произносит фразу: «Надо приготовиться. Зима будет долгой».
Еще материалы рубрики:
Никита Михалков едва не погиб. Как снимали фильм «Собака Баскервилей»
Режиссер искала исполнителей через детские комнаты милиции. Как снимали фильм «Пацаны»
Сожгли настоящий хутор и пшеничное поле. Как снимали фильм «Они сражались за Родину»