Когда Елизавета Петровна совершила переворот, назначенное ей правительство решило, в том числе и подвести его под законную основу. С этой целью был тщательно изучен тестамент (духовное завещание о наследниках) Екатерины I.
Старшая сестра и ее потомки
В 8 артикуле этого документа был точно определен порядок престолонаследия в случае кончины Петра II бездетным. Согласно тестаменту, наследовать Петру при таком раскладе должна была старшая дочь Петра — Анна Петровна со своими потомками. За ней в очереди следовали Елизавета и ее потомки. При этом в документе было указано, что наследники мужского пола имеют преимущество перед наследницами женского.
Анна Петровна к моменту переворота уже скончалась. Но ее потомок — сын Петр, здравствовал и был мужского пола. Почему же такое положение дел не обеспокоило Елизавету, и почему российская императрица считала, что получила трон законно?
Красивая царевна
Младшая дочь Петра I и Екатерины I — Елизавета, унаследовала от своих родителей не только твердый характер, но и чрезвычайно привлекательную внешность. Царевна была стройной девушкой с темными бровями, красиво оттеняющими огромные голубые глаза и густой роскошной каштановой косой.
Привлекательная улыбка Елизаветы легко переходила в шаловливый смех. Царевна всегда была ласкова с близкими и приветлива с чужими. Любезная, живая и веселая, Елизавета Петровна производила на окружающих, по воспоминаниям современников, чарующее впечатление.
Враждебно относившийся к Елизавете испанский посол де Лириа отзывался о ее красоте, как о сверхъестественной. Французские резиденты Кампредон и Лави считали царевну необыкновенной красавицей.
Король, персидский принц и герцоги: женихи царевны
Все проекты брачных союзов, созданные для Елизаветы Петровны, трудно сосчитать. Ребенком она стала предметом брачного проекта с французским Людовиком XV.
Потом кандидатами в женихи царевны считались герцог Шартрский, Конде, герцог Бурбонский, немецкий принц Карл-Август, курляндский герцог Фердинанд, принц Фридрих Зульцбахский, принц Мориц Саксонский, герцог Петр Бирон и пр. Рассматривался в качестве претендента на руку Елизаветы даже персидский принц, сын шаха Надира.
От иностранцев не отставали и русские. Воздыхателями царевны были Петр II, князь И. Долгоруков, князь Меншиков, гвардеец Бутурлин, ставший первым фаворитом Елизаветы, красавиц А. Шубин, конюх Вожжинский, и конечно же, певчий Разумовский.
Завистливые соперницы
Несмотря на красоту и хороший характер, всю свою молодость Елизавета Петровна была вынуждена терпеть от предержащей власти — сначала от Анны Иоанновны, затем — от Анны Леопольдовны. Козни против нее всевозможных приближенных цариц иногда доходили до того, что Елизавета Петровна была на грани заключения в крепость. Сама же царевна всевозможных придворных интриг старалась избегать.
Хороводы с девками
Чтобы не мелькать перед глазами и не раздражать влиятельных фаворитов и вельмож своим присутствием, Елизавета предпочитала жить в Александровской слободе. Здесь она часто одевалась в мужской костюм, который ей очень шел, и отправлялась на прогулки со своим другом Шубиным.
На таких прогулках Елизавета, подобно своему отцу, легко общалась с простыми людьми и даже водила хороводы с сельскими девками. Иногда по воспоминаниям современников, на праздниках она могла «проделывать такие вещи, которые вгоняли в краску даже наименее скромных».
Позади всех
Когда Елизавете предложили корону, из-за которой Анна Иоанновна поспешно двинулась из Митвы в Москву, она отказалась и не совершила ни одного шага, чтобы поддержать свои права на престол.
Чтобы Елизавета Петровна, наконец, взорвалась и начала действовать, понадобилось целых 10 лет бесконечных мелочных неприятностей и несносных преследований от двух женщин у власти, мстивших ей, в том числе и за ее красоту.
Анна Иоанновна перед кончиной, как известно, назначила наследником малолетнего Ивана Антоновича, сына Антона Ульриха Брауншвейгского и Анны Леопольдовны. Ответом на это стал глухой ропот в народе. Люди не понимали, почему императором стал грудной младенец, а не хотя бы его родители. Также все были возмущены тем, что какой-то там Антонович, сын чужеземцев, получил предпочтение перед дочерью Петра Великого. Назначение же регентом всеми ненавидимого Бирона еще больше усугубило ситуацию.
Когда маленького императора показывали при торжествах с балкона, люди не смотрели ни на него, ни на Антона-Ульриха, Анну Леопольдовну или Бирона. Все выискивали глазами стоявшую где-то позади Елизавету Петровну и удивлялись, почему страной правит не дочь Петра.
Перевороты
Вскоре Бирон, конечно же, был свергнут. Его арестовали и отправили в Сибирь. Анна Леопольдовна объявила императрицей себя. Однако во время самого переворота многие солдаты были уверены, что он совершается в пользу Елизаветы Петровны. Услышав в манифесте имя Анны Леопольдовны, все были удивлены. Это странное чужеземное имя ничего не говорило русским людям. На новую правительницу, как и прежде на Бирона, стали смотреть просто, как на неизбежное зло.
Наконец, в ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. Елизавета Петровна решилась на переворот. Царевна приказала арестовать Анну Леопольдовну, Антона Ульриха, младенца Ивана и провозгласила себя императрицей. Войско, народ, духовенство, знать — все приветствовали этот переворот как нечто желанное, естественное и давно ожидаемое.
Завещание
Получив приказ от императрицы после переворота, дворцовые эксперты изучили завещание Екатерины I. Было выяснено, что Анна Петровна и ее потомки имеют преимущество перед Елизаветой. Однако в завещании было одно условие. В тестаменте указывалось также, что императором России может быть человек исключительно греческого вероисповедания.
Петр под это условие не подходил. Вероисповедание у него было не православное. Соответственно, по завещанию Екатерины I, Елизавета Петровна, совершившая переворот, взошла на престол совершенно законно.
Крещение наследника
Как известно, тотчас по воцарении императрица Елизавета Петровна послала в Киль гонцов, которые привезли ее племянника Петра в Россию. По приезде сын цесаревны Анны принял православие. То есть стал потомком Анны мужского пола греческой веры, не имеющим короны. С этого момента Петр соответствовал всем условиям завещания, позволяющим ему стать императором.
Однако и после крещения Петр Елизавету в качестве соперника не беспокоил. К этому моменту Елизавета уже сама стала императрицей и самодержицей и могла изменить волю своей матери. В этом своем праве Елизавета ничуть не сомневалась. Тетсамент в свое время уже сыграл нужную ей роль. На его основании была доказана законность переворота. Теперь императрица была вправе писать собственные завещания.
Великий князь и наследник
Ко всему прочему, как известно, Петр Федорович был объявлен наследником российского престола. Оставаясь в Киле, сын Анны Петровны действительно мог быть опасен для Елизаветы. Легко могли найтись люди, которые посоветовали бы ему заявить права на российский престол.
В Петербурге же, даже крестившись в греческой вере, он стал не более, чем великим князем и наследником. Елизавете оставалось лишь позаботиться о его потомках. С этой целью императрица и пригласила в Россию принцессу цербстскую Фредерику, ставшую в последующем Екатериной Великой.
По материалам книги историка В. Бильбасова "История Екатерины Второй", 1837 г.
Если статья понравилась, поддержите канал подпиской и лайком