Как рассказывает житие, измученный бесконечными страданиями, Максим Грек написал Канон Святому Духу Утешителю - углем на стене: больше под рукой у него ничего быть и не могло. Это был крик души греческого монаха. Этот канон Святому Духу потом станет одним из самых известных сочинений Максима Грека и войдет в церковный обиход. Он и до сих пор читается в русских храмах.
Наконец, Максима Грека вывезли из Иосифо-Волоцкого монастыря в Москву, но не для того чтобы освободить его, а чтобы судить повторно. Он предстал перед священным собором, на время допросов с него сняли кандалы. Максим на коленях умолял своих судей простить ему "малые описи", то есть погрешности в переводах священных книг. Он объяснял, что их он допустил не по ереси или дерзости, а случайно, по забывчивости или "по излишнему винопитию". Но все было напрасно.
На втором суде Максиму Греку предъявили новые обвинения – в волшебстве, и чернокнижии – и приговорили к новой ссылке: на этот раз его отправили в Тверской Отроч монастырь "с запрещением причастия и заключением в оковы".
Зоитакис Афанасий, историк:
Самое такое абсурдное – это то , что Максима обвиняли в колдовстве , в знахарстве , что собственно безумие с точки зрения христианства , православия , Афонского монашества . Это никак не совместимо ни с личностью Максима, ни с его вообще даже ни то , что с верой , а с его таким всем жизненным путём .
К счастью, здесь был добрый настоятель, епископ Акакий, который очень уважал своего ученого узника и создал здесь для него вполне сносные условия – снял с Максима кандалы и даже обедал с ним за одним столом. Но главное, в Отроч монастыре Максим Грек, наконец, снова получил возможность читать и писать – а для него, человека книжного, это и было смыслом жизни. И он сразу же приступил к составлению сборника своих сочинений.
Отроч монастырь, вторая тюрьма Максима Грека, не сохранился до наших дней. Обширную обитель в советские годы разрушили, и на ее месте, у берега Волги, построили Речной вокзал, знаменитый архитектурный памятник Твери.
Здесь, в тверском Отроч монастыре, Максим Грек продолжал свои научные труды – и богословские, и филологические. И критиковал увлечение современников астрологией, и даже выступал с осуждением бояр-регентов при малолетнем царе Иване – для них он написал "Главы поучительны к начальствующим правоверно". Но главное – он разоблачал заблуждения католиков и протестантов, защищая чистоту православия, а заодно и доказывая всем свою собственную верность церкви.
Пленного афонского монаха образованные люди в России считали живым классиком церковной литературы. Но в ответ на его мольбы об освобождении глава русской церкви, митрополит Макарий писал: "Узы твои целуем, как одного из святых, помочь же тебе не можем". Кому только ни посылал Максим прошения об УДО, но не получал ни прощения, ни свободы, ни даже причастия.
Из документального фильма "День ангела. Преподобный Максим Грек"
Продолжение следует)