Почему тяжела тренерская куртка? О пути к успеху корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал Олег Васильченко, наставник минской команды «Локомотив», победившей на городских и республиканских соревнованиях «Золотая шайба — 2023».
Истина — в спорах
— Вы специализируетесь на детском хоккее. Почему?
— Я работал методистом, директором детской спортивной школы, старшим тренером команды и пришел к выводу: хоккей — мое призвание. Набираю детей и обучаю их до 18 лет. Затем передаю ребят другим специалистам. Белорусские тренеры звали в качестве помощника в Польшу и Швецию, но не хочу быть на вторых ролях.
— Школа «Локомотив» не первый ваш хоккейный проект?
— Всегда хотел организовать клуб, быть в нем главным тренером. Вначале были «Пираньи». Покинул команду из-за того, что уехал на стажировку за границу. Когда вернулся, открыл свою школу. Переименовал ее в «Локомотив», когда 7 сентября 2011-го разбился самолет с ярославским «Локомотивом».
— В тренерский штаб вошел ваш сын Денис…
— Всё, что я предлагаю, он ставит под сомнение, отвергает. Его идеи также принимаю скептически, поэтому мы до сих пор в одной команде. Если бы постоянно соглашались друг с другом, не было бы результата. В спорах рождается истина. Тренеры, как и игроки, должны подстегивать друг друга, иначе нет развития.
— Другие наставники тоже с характером?
— Вероятно, отсюда постоянные споры о составе, тактических схемах и видении игры. Одного и того же хоккеиста мы видим на разных позициях. В матчах, на тренировках пробуем каждого в роли защитника, нападающего. Для учеников такие перестановки непросты. Зато они являются универсалами, что ценится на более высоком уровне. Бывает, защитники надевают амуницию вратарей, а голкиперы играют на поле. Обычно это происходит на тренировках во время окончания сезона.
Тонкие настройки
— Отчитываете игрока во время игры?
— В раздевалке могу повысить тон. Во время матча это опасно: есть вероятность, что это собьет настрой и парень не сыграет нормально. Поэтому и сгораешь на тренерском мостике во время поединка, обо всех думаешь. К примеру, как объяснить второму вратарю, рвущемуся в бой, что я не могу выпустить его при счете 1:1? В финале республиканского турнира «Золотая шайба» заметил, что у троих на раскатке дрожат руки. Их нельзя выпускать на лед — начнут ошибаться. Пока они сидят на скамейке, стараюсь поддержать их.
— Словом, быть детским тренером — непростая задача!
— Очень. Ребятам говорю, что капитанская майка тяжелая, еще тяжелее — тренерская куртка. Кто-то выбирает роль наставника «у бортика», а мне по душе жить в команде, на льду. С другой стороны, чувствую себя счастливым человеком, потому что занимаюсь любимым делом. Финансовый вопрос не так важен. Можно уехать в Россию по приглашению на очень хорошую зарплату, но я хочу быть главным в команде, ставить цели и идти к ним.
— Вы выбирались в тренировочные лагеря в разные страны. Важный опыт?
— Бесценный. Мне было 35–40 лет. Когда едешь за свой счет, то по-другому относишься к процессу получения информации. Замечаешь тонкости, конспектируешь, а дома применяешь на практике. Если бы все белорусские тренеры так делали, то хоккей развивался бы быстрее. Некоторые специалисты реагируют на замечания дежурной фразой: «Меня так учили!». Они играли в пределах одной страны, их опыт ограничен. Нужно объехать много хоккейных школ, взяв у них всё лучшее.
— Ваши ученики играют в США, Канаде, России. Поддерживаете с ними связь?
— Есть два дня в году, ради которых стоит работать тренером, — Новый год и день рождения. Поток поздравлений! Чувствую свою востребованность. Даже ученики, с которыми спорили и ругались, не забывают. Например, сложно складывались отношения с Никитой Тарасевичем, Федором Николаеней. Оба играют в США, на хорошем счету. Во время бесед обсуждаем в том числе тонкости игры.
Академия для девчат
— Хоккей — дорогой вид спорта. Родитель должен понимать, что его ждет финансовая нагрузка…
— Конечно. Был в Германии, Швеции, США и Канаде. Везде ребята тренируются за родительские деньги. Одаренных могут освободить от взносов в уставной фонд. В Штатах другой вариант: если у родителей нет возможности оплатить занятия, они отрабатывают в клубном кафе или в качестве волонтера. В Беларуси привыкли, что государство должно, спортшкола должна… Мы отдали вам ребенка — сделайте из него профессионала! Хоккей — очень дорогой для страны вид спорта. Считаю, что за ребенка до 14 лет мамы и папы обязаны платить, а потом детей разбирают клубы.
— В последние два года на «Золотой шайбе» играют девочки. Поддерживаете это решение?
— Двумя руками за! Сейчас они выступают в командах вместе с парнями. Предлагаю сделать коллектив девчонок, которые играли бы под эгидой ФХБ. Недавно «Локомотив» на товарищеском турнире в Пружанах столкнулся с такой сборной. Мы уступили, а девчонки победили на соревнованиях. Необходимо собрать юных леди трех возрастов, создать тренерский штаб, найти место для дислокации и организовать что-то наподобие академии.
— У вас в разных возрастных группах тоже есть девочки. Работа с ними имеет свои особенности?
— Парня отчитал — он отошел через денек-другой. Девочка может затаить обиду и уйти. Яркий пример: дочь Наталья выполнила норматив мастера спорта по плаванию, а через несколько лет завершила карьеру из-за казуса. На первенстве Европы она заняла второе место, а тренер ей ляпнул: «Корова, могла лучше проплыть». Этого хватило. Позже общался с тем специалистом. Он извинялся, просил Наташу вернуться, но дочка наотрез отказалась. Поэтому брать тренера «от балды» в женский хоккей нельзя.
Справочно
В следующем сезоне «Локомотив» планирует заявиться в первенство Беларуси по хоккею среди детей 2008–2009 годов рождения.
Фото автора и Юрия Мозолевского