Найти тему
13,6K подписчиков

Дайте ребенку детство, пусть бьет крапиву палкой.

933 прочитали

Все чаще вижу и слышу мысли о ролевом взаимодействии. Моя здоровая дочка яркий пример подобного ребенка. Ей 3 года. Она практически освоила алфавит, знает счет до 10, но основная ее деятельность игровая. Период ролевых игр мы с ее папой испытываем на себе ежедневно. Дочка обожает мир Свинки Пепы. У нее куплен ролевой набор домика, школы, магазина и детской площадки. В наличии куча персонажей и домашних животных, живущих в ее игровом мире. Ежедневно она заставляет нас создавать ролевые жизненные ситуации.

У сына всего этого не было. Он никогда не любил катать машинки, или выстраивать кукольный диалог. В 3 года, он не то, что играть, он говорить за персонажей не мог. Рот был все еще скован слабостью мышц при анартрии. Поэтому основной его деятельностью становилось образовательный процесс на основании карточек и чтения книг и энциклопедий. Выстраивание логических цепочек взаимодействия.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Если для дочки игра характеризуется походом семьи персонажей в магазин за продуктами, то для сына она была схожа с образовательным процессом соотнесения числа и количества, определения ведущего звука в слове, чтению слогов и слов с доски на оттачивание артикуляции.

Наверстывать игровую деятельность ему все же пришлось, но в отличии от дочки, это происходило не на куклах, а в реальных жизненных ситуациях. Долгие годы мне казалось, что сын не играет, а постоянно учится.

Примерно около 5 лет, когда речь наконец то стала нормой, эхолалии ушли, я смогла выйти на работу. Весь этот год сын провел с бабушками, он научился составлять пазлы и играть в железную дорогу, но его развитие словно застыло, он жаждал новой информации. Фигурки и машинки были ему все так же не интересны. За персонажей он не говорил и ситуации не моделировал. Глядя на него, бабушка требовала меня уволиться и заняться его развитием, насколько несчастным и покинутым он выглядел. Вместо того, чтобы увлечься игрой по возрасту в конечном итоге сын устремил себя в языки, начал учить слова и термины по мультикам. Освоил свой любимый счет до 100 на английском и французском. Под влиянием его стремлений я наняла ему учительницу по английскому. Звезд с неба он не хватал, но уроки ему очень нравились, он немного ожил и преобразился.

С 6 лет я начала готовить его к школе, в 7 он шел в 1 класс освоив программу 1 года еще до поступления.

Желание ролевой деятельности у него так и не сформировалось. Скорее всего он просто пропустил данный этап в виду своих особенностей развития. Отведенное на данный этап время с 2х до 5х лет, он боролся за восстановление речевой деятельности. Я много раз пыталась говорить за персонажей, но сын быстро терял интерес к подобной игре. Он мог накормить игрушку по просьбе, но сам целенаправленно никогда не интересовался чем-то подобным. Хотя принцип бытового сопровождения отлично понимал, умел решать бытовые проблемы, вместе готовить, ходить в магазин. Если нужно было обучить его речевому взаимодействию, то проще было сказать, как стоит строить диалог и как не стоит на его личном жизненном примере.

Мой первый муж, часто глядя на навыки сына высказывал мне, что я неправильно ращу ребенка. Зачем ему сортировать животных, выделять третий лишний предмет. Пусть лучше идет во двор и бьет крапиву палкой, это куда важнее для его развития, в соответствии с возрастными нормами. Во дворе, стоя с палкой сын не понимал зачем ему бить по крапиве, скучал, слонялся и просил заняться чем-то более конструктивным.

В отличии от дочки, сын углублялся в логические процессы с куда большим увлечением. Если по ней я вижу, что учить читать еще рано, она не наигралась, и хоть и готова взять данный материал, он пока не является для нее ведущим и интересным, у сына все было иначе. Он, напротив, выдвигал логический и конструктивный интерес на первый план, и я шла за его стремлениями.

Сейчас ему 8, он увлечем игрой в шахматы и всевозможными конструкторами, моделированием 3д ручкой. Думаю, к процессу ролевых игр он уже не прибегнет. Еще один этап, который он пропустил. Не знаю, насколько важна ролевая игра в развитии детей, но я сторонник ориентироваться на потребности конкретного малыша. Есть у него желание к подобной деятельности стоит дать на нее время, а вот если данного желания нет, то можно исходить из иных его интересов. Навязывать данный этап считая его обязательным и жизненно необходимым никогда не видела никакого смысла.

А что Вы думаете по данному вопросу?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.