Сделал я несколько полётов на Як-52 в зону на пилотаж. Инструктора на горизонте не наблюдается, поэтому приходится внимательно изучать «литературу» и самому выполнять для меня впервые на Як-52 эти фигуры. На других типах самолётов фигуры эти я выполнял, как бы ничего особенного, только разные скорости и режимы, это не проблема. Выполняй точно «указания» инструкции и пособий и всё будет нормально. Но есть один интересный момент, - некому подсказать нюансы, кои всегда бывают, или сказать, что не так делаю, оценить и подсказать. Для чего, собственно и нужен инструктор. Вот в такой я ситуации. С другой стороны, это по-своему интересно, добавляет азарта.
Пора осваивать на Яке более серьёзные вертикальные фигуры, то есть - сложный пилотаж. На очереди «вырисовывается» комплекс, - переворот – петля – полупетля. Читаю Инструкцию, Букварь, вникаю в нюансы. Вроде, всё понятно, всё это я уже выполнял в своё время, только не на Яке.
Уже установились у нас некоторые «местные» правила, - для горизонтального пилотажа набираем в зоне 800 метров, для вертикального 1000. Для Як-52, при его потере высоты на вертикальных фигурах в 300 метров, считаем, вполне достаточно.
Готовлю с техником самолёт к полёту, - заправили бензин, масло, воздух. Планирую в зоне для «разминки» выполнить уже, можно сказать, привычные фигуры, а потом вертикальный комплекс – переворот-петля-полупетля. Режимы и порядок выполнения я изучил, осталось в точности повторить в воздухе.
Установилась отличная погода, как говорят в таких случаях в авиации, - «миллион на миллион». Бегают возле самолётов аэродромные собаки, во всю палит солнце. Красота. Запускаюсь, выруливаю.
Набрал 1000 метров над точкой, осмотрелся, занял курс, по которому и буду выполнять весь пилотаж в зоне, обычно это взлётный курс. Самолёт на «боевом курсе», его, буквально как скакуна перед скачкой, пробивает мелкая дрожь.
Для начала выполняю пару бочек, левую и правую, потом уже привычное пикирование с углом 30 градусов с выходом из него на боевой разворот. Ячок, как всегда, ведёт себя замечательно, - с лёгкостью пикирует и резво набирает высоту на боевом развороте. Мотор радостно звенит и шелестит воздушный поток на обшивке.
Начинаю выполнять переворот. Задираю нос, прибираю обороты, - гашу скорость до 140. На угле кабрирования 15 градусов фиксирую угол, даю ручку влево, переворачиваю самолёт на спину, тычком ручки вправо фиксирую горизонт без крена. В поле зрения впереди синий небосвод, а внизу зелёное поле аэродрома. Чувствую, что повисаю на ремнях. Беру ручку на себя, Ячок как с горки валится вниз, набирая скорость. Стараюсь пикировать на спине без крена. Подбираю ручку ещё на себя, скорость стремительно растёт, во всё поле зрения уже сплошное зелёное поле. Тяну ручку сильнее, давит перегрузка. Я уже на выводе из переворота, уточняю курс вывода и полностью даю РУД вперёд.
Скорость около трёхсот, продолжаю тянуть на себя ручку, прохожу горизонт и иду на петлю. Условием выполнения петли является перегрузка 4, а потому продолжаю энергично подбирать ручку на себя. Перед глазами сплошное небо, ревёт мотор, на ручке хорошо ощущается воздушный напор, стремительно обтекающий рули. Самолёт уже смотрит носом вертикально вверх в небесную высь. Перегрузка за четыре. Продолжаю тянуть ручку и держать РУД на упоре, самолёт плавно заваливается на спину, скорость падает. Запрокидываю назад голову, хочу увидеть горизонт. Надо не потерять скорость ниже 140 в верхней точке. В поле зрения появляется полоска горизонта, самолёт как бы нехотя переваливает через верхнюю точку, скорость около 140.
Уменьшаю усилия на ручке, стараюсь, чтобы Як не переходил слишком быстро на пикирование, тогда не получится «круглой» петли, будет «яйцо» в верхней части петли.
Самолёт плавно на спине в перевёрнутом полёте валится по окружности к земле. Сейчас начнёт расти скорость, прибираю обороты до упора. Прохожу вертикаль носом к земле, скорость растёт уже стремительно, энергичнее тяну ручку на себя. На выводе из петли надо разогнать скорость для последующего ввода в полупетлю до 320 км/час.
Ячок уже почти выходит в горизонт, придерживаю его на снижении до достижения скорости 320 и начинаю ввод в полупетлю, - энергично беру ручку на себя, Ячок также энергично вонзается всем своим стремительным телом в звенящую высь, ревя мотором и стремительно набирая высоту. Продолжаю тянуть ручку на себя, прохожу вертикаль, самолёт переваливается плавно на спину, падает скорость, запрокидываю голову назад, жду горизонт, надо не пропустить момент выполнения полубочки, чтобы не потерять скорость.
Вот подошёл момент, когда самолёт в перевёрнутом полёте не дошёл до горизонта примерно 15 градусов. Даю ручку влево, правой педалью не даю полубочке размазаться. Самолёт проворачивается вокруг оси, останавливаю полубочку тычком ручки. Ячок почти замирает на самой верхушке фигуры полупетля с приподнятым над горизонтом носом, скорость чуть более 140. Всё получилось.
Мотор ревёт, скорость начинает расти. Прохожу в горизонте, прибираю обороты, осматриваюсь, уточняю место в зоне.
Комплекс выполнил. Вроде, всё в пределах нормы. Для закрепления «успеха» выполняю ещё такой же комплекс. Уже проще. Заканчиваю зону и иду на посадку.
После заруливания вылез из кабины с мокрой спиной, но довольный, - ещё один этап в пилотаже на Як-52 освоил.
В голову неожиданно приходит сравнение Яка с велосипедом. Действительно, он в воздухе прост и послушен, словно велосипед. Лёгок и прост в управлении, послушно и играючи выполняет всё, что от него требуется. Он прост как велосипед и нет в нём ничего лишнего. При том, это летательный аппарат в самом высоком смысле этого слова. На нём ощущение полёта гораздо выше, чем на более сложных, именитых самолётах. Чем на том же Су-27. Там ты сидишь в кабине, в середине многотонной массы самолёта, отделённый от воздушного пространства толстым фонарём, ЗШ и кислородной маской. А на Яке ты можешь лететь даже с открытым фонарём, в лёгком шлемофоне, ощущая все звуки и даже запахи. Ты буквально соприкасаешься с воздушным пространством. И летишь вблизи земли, видишь дома и поля, дороги с машинами и людей. И от близости всего этого ты ощущаешь скорость перемещения над планетой гораздо острее, чем на сверхзвуке на высоте более десятка километров. Здесь настоящее и очень яркое ощущение ПОЛЁТА!
- на фото: - Як-52 в полёте.
11.03.2023 – Севастополь.