Найти тему
Mixed Arts

Архитектор по имени Джин Хэкмен. Недавний резонансный выезд актера-затворника за сэндвичем стал поводом для заметки о Джине

Оглавление
Джин Хэкман в фильме «Узкая грань», 1990 год.
Джин Хэкман в фильме «Узкая грань», 1990 год.

Голливудский актер-затворник и человек многих талантов Джин Хэкмен снова в новостях — он не так давно выехал в закусочную Wendy's, и пользователей Интернета поразил его бодрый и осмысленный вид — в 93 года-то. Джин не снимался с 2004 года, и многие его узнают не сразу, но видно, что Хэкмен проводит заслуженный отдых в штате Нью-Мексико так, как хочет. А это для артиста, который все для Голливуда уже сделал, наверное, лучшая награда. Сегодня один из штрихов к портрету Хэкмена: Джин-архитектор.

Текст: @mixedarts

Спонтанный поиск фото Хэкмена классического периода отправил в 1990 год, когда Джин, наверное, переживал пик востребованности — снимался и в коммерческих триллерах вроде «Узкая грань» режиссера и оператора Питера Хайамса (можно посмотреть даже в базовой подписке КиноПоиска), и в комедиях («Открытки с края бездны»). Тот же самый 1990 год — «Большой калибр», «Коллективный иск», «Дело фирмы» (криминальный боевик с Михаилом Барышниковым, бывает и вот так).

В том же 1990 году в журнале AD, рассказывающем про архитектуру и дизайн, в рубрике «Дома знаменитостей» появился материал «Дом Джина Хэкмена в Санта-Фе». Сегодня немного пройдемся по его содержанию, которые приоткрывает одну из сторон сложной личности Джина — его увлечением строительством и проектированием домов.

«Актер Джин Хэкмен смешивает юго-западные стили, чтобы создать уникальный деревенский дом в потрясающем живописном Санта-Фе, штат Нью-Мексико», — торжественно начинает свой материал Джоан Четфилд-Тейлор. Актер — мастер интерпретации, он лучше будет перестраивать то, что ему досталось, по собственному вкусу, чем делать все с нуля. «На актерское дело похоже, — говорит Джин. — Я обычно работаю с тем, что уже когда-то кем-то было сделано». И его ждет успех.

«Для Джина Хэкмена, который только что закончил сниматься в «Коллективном иске» и «Открытках с края бездны», его внутренняя история отношений со своими домами была примерно такой же, как с локациями во время съемок. Джин привык перемещаться, участвуя в нескольких фильмах в год, и от дома к дому ему путешествовать тоже нравится», — сообщается в материале AD, и тут есть своя правда.

Самое интересное состоит в том, что он может приезжать в один из своих домой абсолютным злодеем, как «Супермене», где он сыграл Лекса Лютора, или надежным бойким добряком-ветераном, как в «Узкой грани», или даже подозрительным интровертом, как в «Разговоре» Фрэнсиса Форда Копполы, готовым разрушить стены собственного дома в поисках подслушивающего устройства. AD сообщает, что у 1990 году домов у Джина не так много, как ролей, всего-то десять, но теперь давайте на секундочку остановимся и представим себе: как можно было создать себе десять домов и все из них держать в голове? Это же настоящий вызов свободному времени преуспевающего артиста. «Не знаю, что со мной не так, — с фирменной кривой усмешкой говорит актер. — Думаю, что мне просто нравится процесс. И результат — ведь когда дом построен, он построен на совесть. И работа заканчивается».

Новый дом Джина Хэкмена располагается в нескольких милях к северу от Санта-Фе, на вершине холма, поросшего соснами. Отсюда открывается роскошный круговой обзор на горы Колорадо. Интерес к штату Нью-Мексико у Хэкмена возник после того, как он снялся здесь в паре фильмов. «Здесь какое-то внутреннее волшебство», — сообщал тогда актер, и судя по его форме в 93 года эта магия места сработала.

Хэкмен приобрел здесь владения, а затем пригласил двух архитекторов из Лос-Анджелеса Гарри Дейпла и Стивена Самуэльсона из Studio Arquitectura помочь ему трансформировать уже существующий дом в тот, который актер уже видел в своем воображении, когда запускал проект.

Тот самый дом недалеко от Санта-Фе, в работе над котором Джину Хэкмену помогали местные архитекторы Стивен Самуэльсон и Гарри Дейпл. Фото: Mary E. Nichols
Тот самый дом недалеко от Санта-Фе, в работе над котором Джину Хэкмену помогали местные архитекторы Стивен Самуэльсон и Гарри Дейпл. Фото: Mary E. Nichols

«Дом был ужасен, — говорит Самуэльсон. — Это было блочное здание 50-х годов, которое пустовало и пришло в упадок. Но вид отсюда открывается отличный, и фундамент был хорошо заложен на земле».

Джин Хэкмен и Бетси Аракава, красавица-пианистка гавайских кровей, его вторая жена, не были заинтересованы в воссоздании чистой архитектуры пуэбло (региональный архитектурный стиль на юго-западе США, названный в честь индейского племени. В нем часто использовали бетон и блочные конструкции).

Вместо этого приоритетами заказчиков были светлое и парящее пространство, открытая планировка этажа и французские двери, чего не всегда легко достичь в традиционном глинобитном строительстве.

Таким образом, дом представляет собой смесь стилей — частично пуэбло, частично колониального, частично испанского барокко.

«По замыслу все довольно примитивно, как сарай, переделанный в дом, массивный и уютный одновременно», — говорит AD на этот счет архитектор Самуэльсон.

Дом с музыкой

Как и всякий приятный мужчина, Джин Хэкмен — меломан, он любит, когда его дома звучат. Дом в Санта-Фе полностью отличается от тех, которые у него были до этого, он проектировал со специалистами его под себя, и в итоге он стал крепостью Джина на долгие-долгие годы.

«Я хотел получить большое пространство, которое напоминало бы зал. И чтобы туда можно было попасть непосредственно из комнат. Это было бы своеобразное сердце дома, центр всего проекта», — говорит Джин Хэкмен.

Первым шагом к необходимому Джину простору было удаление 90 процентов крыши, чтобы в некоторых частях дома потолки можно было поднять до шести метров. Внутреннее пространство было переосмыслено, пришлось избавиться от ряда стен, чтобы удовлетворить желание Хэкмена о просторных комнатах: три маленькие комнаты стали центральной частью дома, обширная гостиная с колоннами из стволов деревьев, удобными диванами и ультрасовременной стереосистемой. Хэкмен — меломан, и хотел получить для себя музыкальную гостиную.

Деревянные рейки с гравировкой и стены с фресками в прихожей создают для дома винтажное настроение. Это Хэкмен тоже хотел реализовать. Фото: Mary E. Nichols
Деревянные рейки с гравировкой и стены с фресками в прихожей создают для дома винтажное настроение. Это Хэкмен тоже хотел реализовать. Фото: Mary E. Nichols

Жизнь как в кино

Разглядывая снимки особняка Джина Хэкмена в Санта-Фе, в принципе можно найти свой дзен. Неудивительно, что актер спокойно закончил карьеру в Голливуде сомнительным фильмом «Добро пожаловать в Музпорт», и с тех пор его не видно и не слышно. Он даже мультфильмы не озвучивает, хотя с его моментально узнаваемым голосом мог бы заработать на этом еще десятки миллионов долларов. Нет — значит нет. Даже внешне иссохшего Джина вы не узнаете. Теперь съемочная площадка для последней роли располагается у Хэкмена дома в Санта-Фе, сюжет останется загадкой.

Автор AD рассказывает, что Хэкмен, который сам, кстати, никогда не снимал кино, реализовал свои амбиции кинорежиссера в отделке помещений. Чего он хотел, так это утонченности дома, который достраивался десятилетиями, постепенно приобретая свою собственную новую глубину. «Дом довольно новый, мы пытались вернуть его назад на сто лет или даже больше, — объясняет актер. — Штукатурка была очень хорошая, но хотелось водяных пятен, как будто за эти годы были протечки. Я хотел, чтобы штукатурка местами потемнела, как от дыма».

В материале Хэкмен сообщает, что штукатуров пришлось убеждать (а он это делать умеет) в осознанности его желания. В результате стены переливаются из одного цвета в другой, определяя и формируя пространство, не нарушая ощущения открытости. В вестибюле, например, бирюзовый постепенно переходит в коричневый, есть цветной мост между внешним и внутренним пространством дома.

В том же духе новые потолочные балки были перетесаны, обожжены, прибиты цепями и перекрашены несколько раз, с нанесением и снятием слоев разноцветных красок снова и снова.

Джин Хэкмен также хотел, чтобы в некоторых комнатах дома был традиционный потолок из штампованной жести. Жестяные банки, предложенные из соображений экономии, его не удовлетворили, поэтому был вызван местный ремесленник, чтобы сделать именно то, что задумал Хэкмен. Фото: Mary E. Nichols
Джин Хэкмен также хотел, чтобы в некоторых комнатах дома был традиционный потолок из штампованной жести. Жестяные банки, предложенные из соображений экономии, его не удовлетворили, поэтому был вызван местный ремесленник, чтобы сделать именно то, что задумал Хэкмен. Фото: Mary E. Nichols
В процессе адаптации дома к фантазиям Джина были сняты стены и подняты потолки, чтобы получился один центральный большой зал.

Хэкмен и архитектор-партнер Самуэльсон выбрали массивные стволы деревьев с местной мельницы, и они «стали самым важным элементом всего дома».

В сотрудничестве с дизайнерами интерьеров Санта-Фе Кеном Фигередо и Глинном Гомесом Хэкман и его возлюбленная Бетси Аракава расставляли мебель. Некоторые предметы были приобретены во время путешествий пары.

Обеденная зона в деревенском стиле. Фото: Mary E. Nichols
Обеденная зона в деревенском стиле. Фото: Mary E. Nichols

Команда Хэкмена

Джин Хэкмен был вовлечен во все аспекты творческой редактуры дома. Актер определил планировку для архитекторов, уточнил каждую деталь на кухне, даже лично помогал рушить стены.

Это уже десятый дом Джина, и он чувствовал себя опытным художником, который был готов лично смешивать краски на палитре и показывать подручным точно то, что хочет.

«Уникальный клиент, очень творческий и заинтересованный во всех деталях, — рекомендует Хэкмена архитектор Самуэльсон. — Нам приходилось постоянно ему звонить и присылать эскизы. Если бы мы этого не сделали, он набрал бы сам, и сказал бы своим фирменным голосом: «Здравствуйте, это Джин Хэкман. Вы меня помните?».

Кроме того, на объекте постоянно находилась Бетси Аракава, все время консультируясь с Хэкманом по телефону и присылая фотографии незавершенной еще работы.

«Во всех домах, которые Хэкмен реконструировал, он всегда хотел, чтобы на кухне была разделочная доска. Эдакое место мясника, И этот дом не был исключением», — говорит Самуэльсон. Фото: Mary E. Nichols
«Во всех домах, которые Хэкмен реконструировал, он всегда хотел, чтобы на кухне была разделочная доска. Эдакое место мясника, И этот дом не был исключением», — говорит Самуэльсон. Фото: Mary E. Nichols

У каждого фильма есть пиковый эмоциональный момент, своеобразное крещендо. Было оно и в работе команды Джина Хэкмена. Самуэльсон вспоминает, что при оформлении кухонной зоны Джин во время обсуждения судьбы столешниц так эмоционально включился в процесс, что вдруг превратился в одного из своих решительных героев. «Я хочу разделочную доску на кухне, и она тут будет. Разговор закончен», — резко сказал он. «Я точно знаю, чего хочу. Все должно быть в юго-западной палитре, это мой дом, и здесь будет только то, что я люблю».

«Дом с моей музыкой и искусством», — подобные задачи от Хэкмена архитекторы слышали постоянно. Когда твоя возлюбленная — пианистка, это вполне логично».

Два рояля пробовали разместить в разных местах, пока они не оказались в нише над входом, место, которого никто не ожидал. «Сами устроились», — говорит Самуэльсон. Mary E. Nichols
Два рояля пробовали разместить в разных местах, пока они не оказались в нише над входом, место, которого никто не ожидал. «Сами устроились», — говорит Самуэльсон. Mary E. Nichols

Когда дело дошло до меблировки дома, заказчик точно не хотел, чтобы дом выглядел как традиционный дом Санта-Фе. «Мы купили несколько вещей в Санта-Фе. Другие вещи пришли с аукционов в Нью-Йорке, из антикварного магазина в Германии, который мы с Бетси нашли, и из Лос-Анджелеса. Это мягкое приятное сочетание настоящего антиквариата и местных вещей», — подчеркивает актер, который хотел, чтобы у дома была своя биография. Пусть и придуманная творческими людьми.

Резная итальянская колонна — центр, вокруг которого достроился дизайн главной спальни. Куски резного камня, обнаруженные Хэкменом, были встроены в каминную полку. Фигередо нашел плетеные стулья и фигурки животных; старинные марокканские урны и большие горшки из Оахаки. Спальню Хэкмен хотел в мексиканском стиле. Фото: Mary E. Nichols.
Резная итальянская колонна — центр, вокруг которого достроился дизайн главной спальни. Куски резного камня, обнаруженные Хэкменом, были встроены в каминную полку. Фигередо нашел плетеные стулья и фигурки животных; старинные марокканские урны и большие горшки из Оахаки. Спальню Хэкмен хотел в мексиканском стиле. Фото: Mary E. Nichols.

Создатели нового дома Хэкмена ни в коем случае не хотели превращать дом в музей декоративно-прикладного искусства штата Нью-Мексико. Некоторые из самых эффектных предметов привезены из Марокко, в том числе причудливо расписанные полки для специй, которые издали выглядят как мозаика.

По идее этим домом Хэкмен должен был пользоваться на каникулах, когда у нет съемок. То есть — пару месяцев в году.

Балконные лвери ведут из главной спальне на широкую веранду, огибающую почти всю комнату.
Балконные лвери ведут из главной спальне на широкую веранду, огибающую почти всю комнату.

В оформлении веранды немного кичевый и мультипликационный по колористике индейский стиль пуэбло уравновешивается порталом с жестяной крышей. Вид простирается через пастбища, где пасутся кони, в сторону гор вокруг Лос-Аламоса и пика Сандия возле Альбукерке.

В этом доме Джин Хэкмен часами читает и слушает музыку в гостиной, в то время как пустыня меняет цвет, а облака движутся по горам вокруг него.
В этом доме Джин Хэкмен часами читает и слушает музыку в гостиной, в то время как пустыня меняет цвет, а облака движутся по горам вокруг него.

Несмотря на то, что дом, который построил Джин, позиционируется как укромное место коллекционера искусства и ценителя музыки, упор здесь — на комфорт и тишину. Здесь не предполагаются постоянные вечеринки и гости. Если же у Джина Хэкмена будет настроение съездить в Wendy's за сэндвичем или в горы с этюдником, актер может с легкостью завести свой пикап и поехать рисовать с холстом и масляными красками. Вы удивитесь, но Джин и это умеет. Талантливые люди талантливы во всем.

Оригинал материала в AD Magazine для тех, кто любит почитать на английском языке.