Найти тему
Екатерина Полякова

«Вова, дай ему игрушку, надо делиться» и другие стоп-фразы

  1. «Надо делиться» - нет, кто это придумал? С таким же успехом я подойду к вам на площадке и попрошу ваш телефон, надо же делиться. Мы, взрослые, так не делаем, потому что нам известны понятия морали и нравственности и как они работают. Для ребёнка до 3 лет такого понятия не существует, не нужно тратить силы и твердить ему о добре во всем мире. 

Логика поступков и мораль придут в жизнь ребёнка позже, к 5 годам, а пока забудьте эти фразы.

2. «Не забирай чужое» - почему ребёнок берёт чужие игрушки и очень расстраивается, что так нельзя? 

Так устроены нейронные связи, ему известно, что то, что он держит в руках - это его, но также он уверен, что то, что он видит в руках другого ребёнка, он может взять, и это также будет его. А если другой вдруг захочет забрать - ребёнок не отдаст, потому что теперь это принадлежит ему. 

Так устроена природа, но что могут сделать родители?

1) соблюдать границы ребёнка с ранних лет и обучать его этому. Обучение - это не про то, что вы сказали один раз и ребёнок это запомнил. В возрасте до трёх лет обучение будет проходить именно через повторяющийся из раза в раз опыт. «Я ему уже сто раз говорила, а он не понимает» - он и не поймёт, ребёнку нужно не 100 раз, а 1000, и сначала это будет не на уровне понимания, а на уровне запоминания связи причины-следствия. Поэтому ваша задача - запастись терпением и повторять столько раз, сколько потребуется. Не нервничайте и не злитесь, примите этот факт и вам станет легче! 

Например, ваш ребёнок забрал машинку у мальчика, если мальчик не принимает никаких действий, ваша задача вмешаться. Скажите своему ребёнку, чтобы он отдал игрушку мальчику, постарайтесь сделать это без объяснений по типу «плохо/ некрасиво/ и тд». «Миша, ты забрал машинку у мальчика, отдай машинку обратно», переключите его внимание на его игрушки (обратите внимание, на третьем году жизни переключение внимания не работает). Будьте готовы, что он будет плакать - это нормально! 

2) Разделите его эмоции: «Я вижу, ты плачешь, потому что мальчик не дал тебе игрушку». Ребёнок успокоится, поймёт, что он не один и переключится. 

Почему родителям не нужно переживать по этому поводу, излишне эмоционировать и делать какие-то выводы? Потому что ребёнок до трёх лет - это исследователь, экспериментатор во всех областях. И в этом возрасте (1-3) он получает новые впечатления от действий с каким-то объектом, в том числе с другими людьми, нащупывая границы дозволенного, поэтому наша задача не нарушать этот процесс своими реакциями и эмоциональным недовольством.

3) соблазн у детей возникает не просто так: машинки и лопатки разбросаны по площадке и лежат без присмотра. Почему бы не подойти и не взять? В этом случае ваш ребёнок будет прав, он может взять эту игрушку, у неё нет хозяина на данный момент. Здесь вопрос уже у родителям, которые не хотят, чтобы их игрушки брали другие дети: зачем вы оставляете их без присмотра? Вы должны понимать, что их обязательно возьмут. Если не хотите этого допустить - берите в охапку всё своё и таскайте по площадке.

3. Почему же ребёнок начинает так закатываться, когда он не может забрать чужую игрушку, или когда приходится отдавать, что уже забрал? 

Когда у нас есть цель, мы в голове представляем желаемый результат и идём к нему. У ребёнка до 3 лет цель - это такое же предвидение и представление того, что получитсяТолько для него не существует правил, времени, обстоятельств, убеждений: он захотел эту игрушку, он ее возьмёт. Отказаться от этого намерения он не может в силу природы этого возраста. Нужно понимать, он НЕ ОТБИРАЕТ у КОГО-ТО, он только берёт, а откуда и у кого - не имеет значения. 

Поэтому не нужно его убеждать, что это плохо, что так нельзя. Этим вы рубите его мотивацию исследовать.