Найти тему
Деревенский дед

Как корчевские и кимрские кустари в старину обували государство российское

Изучая историю своего рода, установил, что вплоть до начала войны большинство моих предков по линии отца занимались кустарным производством обуви.

А разве могло быть иначе, если наша тверская деревушка находилась в компактном сапожном краю, возникшем на границе Московской и Тверской губерний в XIX веке и в котором жители нескольких крупных сёл и десятков деревень чуть ли не поголовно занимались изготовлением обуви. Талдом специализировался на башмаках, а вот сапожники облюбовали знаменитое ремесленное село Кимры - главный центр кустарей-обувщиков России, охватывавший соседние волости трёх юго-западных уездов Тверской губернии: Корчевского, Кимрского и Кашинского.

Кимрская обувная артель в 1920-ые годы. Фото из открытых источников.
Кимрская обувная артель в 1920-ые годы. Фото из открытых источников.

Изготовлением обуви в этом обувном царстве занимались в основном артели, ремесленные мастерские и кустари-одиночки. Этот промысел занимал столь исключительное место в жизни местных мужиков, что полевыми работами в их семьях занимались женщины. Кроме, пожалуй, сенокоса и заготовки дров.

В Кимрах работали три кожевенных завода, но местного сырья сапожникам не хватало, а потому приходилось скупать его по ближайшим губерниям. По соседству с нашей корчевской деревней в селе Дмитрова Гора (тогда оно именовалось просто Горой) купцом Гавриилом Назаровым в 1900 году также был построен небольшой кожевенный завод, просуществовавший почти три десятка лет. Это было маломощное предприятие с примитивной техникой, занимавшееся выделкой конской и яловой (коровьей), опоечной (телячьей) и козлиной кожи. Работали здесь в сырых помещениях, а сам технологический процесс выделки кожи длился до 180 суток.

На кожевенном заводе идёт ручной процесс выделки шкур. Фото из открытых источников.
На кожевенном заводе идёт ручной процесс выделки шкур. Фото из открытых источников.

У кустарей, занимавшихся выделкой кож, особые помещения не устраивались: чаны ставились на дворе под кровлей, а нужные материалы для кожевенного промысла приобретались на рынках или у местных жителей. Следует заметить, что процесс выделки кож у них не отличался особым качеством вследствие технического несовершенства, а потому продукция местных кустарей ценилась меньше заводской, где обработка кож производилась при помощи механических приспособлений.

Здесь происходит укладка голья (освобождённых от волос и мездры шкур) в дубильные чаны с водой и пересыпка их ивовым корьём. Фото из открытых источников.
Здесь происходит укладка голья (освобождённых от волос и мездры шкур) в дубильные чаны с водой и пересыпка их ивовым корьём. Фото из открытых источников.

По тем же причинам кустарям было сложно конкурировать и с обувными артелями, имевшими более развитую материальную базу. На базаре он с десятью парами товара смотрелся сиротливо, вынужден был снижать цены, позволяя перекупщикам пользоваться безвыходным положением сапожника.

Многие от такой безысходности бросали надомный труд и подавались в отхожий промысел, уезжая на заработки в Кимры, Корчеву, Москву и Петербург. Как правило, уходили из города в марте, возвращались к Рождеству, а после Масленицы вновь уходили в города, проживая там почти десять месяцев в году. Вместе с ними иногда уходили в город и жены, помогавшие им на новом месте. Обычно работали на съёмной квартире и на своих харчах. Башмачники и сапожники, занимавшиеся починкой обуви, брали работу в лавках, торгующих старой обувью. Так, в Петербурге в середине XIX века подбить подмётки стоило 60–70 копеек, а починка без подбоек - 40 копеек. В неделю выходило около пяти рублей, из которых половина уходила в качестве оплаты за жильё и харчи.

Привычная картина из жизни крупных городов начала прошлого века. Фото из открытых источников.
Привычная картина из жизни крупных городов начала прошлого века. Фото из открытых источников.

В середине позапрошлого века тверские сапожники (их насчитывалось почти 10 тысяч) составляли основную массу среди отхожих промысловиков, подвизавшихся в Петербурге, при этом 40% из них являлись выходцами из Корчевского уезда. К тому же, корчевским крестьянам принадлежало тогда в Петербурге 20 мастерских по производству обуви.

При советской власти в с. Дмитрова Гора в бывшем поповском доме была открыта одна из пяти крупнейших обувных артелей в районе, где трудились некоторые жители и нашей деревни Колодкино. В 1957 году дом был переоборудован под сельский клуб и библиотеку. Другие артели находились неподалёку - в Селихово, Домкино, Уварово и Ручьях.

В Кимрском городском музее истории сапожного дела посвящено немало экспонатов. Фото из открытых источников.
В Кимрском городском музее истории сапожного дела посвящено немало экспонатов. Фото из открытых источников.

В 1930-ые годы для мастеровитого деревенского кустаря-сапожника (к таковым относился мой дед Василий) обувное дело считалось доходным промыслом: за неделю он пошивал две-три пары обуви (это работая по 14 часов в сутки), которая впоследствии реализовывалась московским и тверским перекупщикам на кимрских базарах, а те уже переправлявляли товар в столицу, Нижний Новгород, Одессу, Ростов-на-Дону. Если женские кожаные ботинки шли за 70-80 рублей, то стоимость мужских хромовых сапог доходила до 200 рублей. Всё изготавливалось вручную, а потому процесс создания одной богатой пары обуви мог затянуться. В месяц это занятие приносило многочисленной семье деда (в ней было 8 детей) до полутора тысяч рублей и позволяло выживать в те трудные годы.

Моему деду Василию перед войной не было равных в деревне в башмачно-сапожном деле. Фото из личного архива автора.
Моему деду Василию перед войной не было равных в деревне в башмачно-сапожном деле. Фото из личного архива автора.

Как известно, любая обувь начинается с колодки. Она - как фундамент дома: если допустил ошибку, то дом рано или поздно даст трещину, завалится или разрушится. А поскольку колодка должна была подходить как можно большему числу людей, ошибаться в этом деле никак было нельзя. Работа не быстрая, кропотливая, требующая высокого мастерства. Так вот мой дед был знатным колодочником! Эти навыки он приобрёл у своего отца Михаила Ильича. Некоторые обувщики умению их изготовления учились всю жизнь: топором рубили, ножом резали, рашпилями строгали, шкуркой доводили... И всё равно получалось не у всех!

С изготовлением таких колодок приходилось повозиться. Фото из открытых источников.
С изготовлением таких колодок приходилось повозиться. Фото из открытых источников.

По воспоминаниям бабушки Матрены весь деревенский дом и двор были завалены деревянными чураками, заготовками и стружкой. Хорошим подспорьем её мужу были сыновья, которых он рано начал обучать обувному делу. Особенно преуспели в этом Михаил, перебравшийся впоследствии после женитьбы в Кимры, где работал сапожником (в 1942 году умер от фронтовых ран) и Александр (пропал без вести в 1943 году).

Если Михаил (он слева) успел до войны стать неплохим сапожником, то остальным детям на это времени не хватило. Да и учителей после войны не осталось... 1933 год. Фото из личного архива автора.
Если Михаил (он слева) успел до войны стать неплохим сапожником, то остальным детям на это времени не хватило. Да и учителей после войны не осталось... 1933 год. Фото из личного архива автора.

В начале прошлого века особым спросом в народе пользовались кожаные сапоги - яловые (юфтевые) и хромовые. Если до середины XIX века для большинства крестьян такие сапоги считались обувью праздничной, которые берегли и пользовались ими лишь несколько раз в году, то теперь они стали всё больше использоваться в повседневном обиходе.

Позднее к ним добавились сапоги из кожзама - кирзовые, открывшие новую эпоху не только в обувном производстве, но и в жизни страны.

Хромовые, юфтевые и кирзовые сапоги составляют целую эпоху жизни страны. Фото из открытых источников.
Хромовые, юфтевые и кирзовые сапоги составляют целую эпоху жизни страны. Фото из открытых источников.

Более всего ценились изящные и удобные хромовые сапоги, которые в начале своего появления были доступны лишь зажиточным слоям населения. В более позднее время в них был обут весь офицерский состав советской армии.

Кожа у них проходила более тщательную выделку, а потому была очень мягкая и красивая на вид. Что не могло не заинтересовать и женский пол: некоторые деревенские модницы щеголяли в хромовых сапожках на посиделках и праздниках вплоть до 1970-ых. Со временем промышленность стала выпускать их в массовом порядке для всех категорий населения. Но вот из-за изящества и элегантности по своим рабочим качествам они явно уступали яловым, юфтевым и кирзовым, а потому были непригодными в качестве специальной обуви.

Куда же им без всепогодных кирзачей! Фото из открытых источников.
Куда же им без всепогодных кирзачей! Фото из открытых источников.

В 1930-ые годы обувщики принимают на вооружение кирзу - обработанную плёнкообразующим веществом плотную многослойную хлопчатобумажную ткань, которая стала дешёвым заменителем кожи и (без преувеличения!) спасением Отечества. В народе её тотчас прозвали «чёртовой кожей». Ассортимент одних только юфтевых сапог с кирзовым голенищем (даже женских и детских) насчитывал десятки наименований.

Для своего времени кирзовые сапоги отличались завидной износостойкостью, хорошо держали тепло и их производство обходились гораздо дешевле кожаной обуви. По сути, их можно было носить круглый год! Дешевизна, нехватка натуральной кожи и недостаточное производство гражданской обуви также сыграли свою роль в их широком распространении, особенно, в послевоенный период. Кирзачи полюбились на селе, где их чуть ли не поголовно носили все мужики, практически не снимали механизаторы, трактористы и полеводы. Да и по сей день они продолжают оставаться актуальными для работы на огороде, походах в лес, на охоту и т.д.

На ногах у деревенских парней - любимая выходная обувь. Фото из открытых источников.
На ногах у деревенских парней - любимая выходная обувь. Фото из открытых источников.

Был тогда и улучшенный вариант кожаных сапог – из юфти, или яловой кожи (ещё её называют «русской кожей»). Последняя изготавливалась из конских и свиных шкур, а также шкур крупного рогатого скота, и выгодно отличалась от кирзовой ткани (в том числе и по внешнему виду).

Вот так на деревянных колодах происходило мездрение (снятие подкожной клетчатки) кож. Фото из открытых источников.
Вот так на деревянных колодах происходило мездрение (снятие подкожной клетчатки) кож. Фото из открытых источников.

Материал обычно пропитывали берёзовым дёгтем или рыбьим жиром - это придавало коже водонепроницаемость, не позволяло ей гнить и её не портили насекомые. Юфтевые сапоги отличались высокой прочностью, были удобны при носке (в сравнении с искусственной кожей юфть лучше принимала естественную форму ноги), лучше сохли после намокания и прекрасно сохраняли ноги от холода, влаги и ударных нагрузок. Неслучайно на Руси обувь из юфти была основной кожаной обувью в быту. Технология её выделки менялась со временем, но качество материала всегда позволяло использовать его для производства прочной обуви. Правда, отличались такие сапожки более высокой стоимостью. Но они того стоили!

Сафьяновые сапожки всегда отличались изысканностью. Фото из открытых источников.
Сафьяновые сапожки всегда отличались изысканностью. Фото из открытых источников.

А вот необычные (по внешнему виду) мягкие и тонкие (по фактуре) сафьяновые сапожки на женщинах, которые изготавливались из по-особенному выделанной овечьей и телячьей кожи, редко можно было увидеть даже по праздникам. Они и в городе-то считались большой ценностью, а в деревне и подавно! Помните такие, мыс которых загибался вверх? И которые украшали вышивкой и бисером? У кого они имелись, то носились долго и выглядели при этом, как новые - не деформировались, держали форму.

Видел я однажды такие: разбирая после смерти бабушки Матрёны её старый сундук, неожиданно наткнулись на удивительно красивые и хорошо сохранившиеся женские сапожки. До этого мы таких на ней не видывали! По видимому, это был один из подарков моего деда Василия, пропавшего без вести в 1942 году в ходе Мурманской наступательной операции в боях на мысе Пикшуев. Берегла баба Мотя эти сапожки всю жизнь, как память…

Читайте мои предыдущие публикации на канале:

Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!