Найти тему
Евгений Дмитриев

Вечеря Христова, Вино как символ-Символ подобен тому, что он символизирует

Photo by Valentina Fischer on Unsplash


Вино — это символ

Мы всегда должны помнить, что вино на Вечере Господней — это символ. Вино направляет наше внимание на что-то другое. Что символизирует вино?

Кровь Иисуса и ее преимущества

Когда Иисус учредил Вечерю Господню, Он дал чашу Своим ученикам, сказав: «Сие есть кровь Моя завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Очевидно, что Иисус говорил символически, а не буквально, когда Он сказал о содержимом чаши: «Это моя кровь». Чаша не содержала буквальной крови Иисуса, а только символизировала Его кровь.

На самом деле, мы можем пойти еще дальше и сказать, что содержимое чаши относилось не только к самой крови Иисуса, но также к пользе и спасительному эффекту этой крови, которая была пролита для нашего спасения на кресте. Сами слова, которые использовал Иисус, демонстрируют это; ибо Он не просто сказал: «Сие есть кровь Моя», но также и то, что это было «от завета» и «для прощения грехов». В этой связи для нас важно осознать, что Вечеря Господня касается применения искупления, а не просто совершения искупления. Хлеб и чаша даны нам, и хлеб и чаша приняты нами, точно так же, как спасение дано нам и получено нами. Как сказал Иисус, причастие предназначено «для вас». Когда мы соблюдаем Вечерю Господню, нам говорят не только о том, что сделал Иисус, но и о значении того, что Он сделал для нас.

Как бы ни было чудесно размышлять об этих истинах, в причастии нас учат другим, не менее чудесным. Иисус сказал: «Делайте это в память обо Мне», и апостол Павел учил нас, что «всякий раз, когда вы делаете это, вы провозглашаете смерть Господа, пока Он не придет снова». Самые важные факты во Вселенной преподаются нам и сообщаются нам в причастии. По этой причине мы должны тщательно рассмотреть, как и что предметы причастия — хлеб и чаша — сообщают нам.

Символ подобен тому, что он символизирует

Лучшие символы — это те, которые имеют некоторое сходство с тем, что они символизируют. Например, на двери, ведущей в мужской туалет, может быть изображена фигура мужчины, потому что только мужчины должны выходить за эту дверь; аналогично, на двери в женский туалет изображена фигура женщины. Изображение пистолета внутри черного круга с жирной черной линией от верхнего левого угла до нижнего правого поперек пистолета учит нас, что оружие здесь запрещено. Этот способ общения настолько эффективен, что его могут понять простые дети или даже люди, которые не понимают английских слов. С другой стороны, символы, которые не имеют никакого сходства с тем, что они символизируют — треугольник вместо пистолета, например, или прямая линия для мужчины — не будут эффективными способами общения. Мы видим этот принцип в действии в таинстве крещения, потому что ничто во всей вселенной так не подходит, как вода, чтобы научить нас, что Бог кровью Христа очищает грешников от вины и силы греха.

Чему же тогда учат нас хлеб и чаша? Поскольку Господь избрал символы, а не слова, возможно, это невозможно выразить словами. Тем не менее, мы, несомненно, приблизимся к ответу на этот вопрос, если вспомним, что лучшие символы похожи на реальности, которые они символизируют. Хлеб символизирует тело Христово, и то, что мы его принимаем, символизирует питание и поддержку, которые мы получаем от преломленного тела Христова. Точно так же вино из чаши причастия символизирует кровь Христа, и наше принятие его символизирует изобилие радости и пробуждения, которые мы получаем от пролитой крови Христа.

Джон Кальвин писал: «Итак, как мы уже говорили ранее, от физических вещей, изложенных в Причастии, нас ведет своего рода аналогия с духовными вещами. Таким образом, когда хлеб дается как символ тела Христова, мы должны сразу понять это сравнение: как хлеб питает, поддерживает и поддерживает жизнь нашего тела, так и тело Христа — единственная пища, которая оживляет и оживляет нашу душу. Когда мы видим, что вино преподносится как символ крови, мы должны задуматься о пользе, которую вино приносит телу, и таким образом осознать, что-то же самое духовно передается нам кровью Христа. Эти преимущества должны питать, освежать, укреплять и радовать. Ибо, если мы достаточно обдумаем, какую ценность мы получили от приношения этого пресвятого тела и пролития этой крови, мы ясно увидим, что эти качества хлеба и вина, согласно такой аналогии, превосходно приспособлены для выражения этих вещей, когда они сообщаются нам «. (Институт христианской религии, 4, 17, 3)

Другими словами, вино — это символ, который Бог избрал для того, чтобы научить нас тому, что Бог хочет, чтобы мы знали: что мы должны принимать наше спасение с радостью и весельем.

«Правильное» против «Почти правильно»

Выбрать правильный символ не всегда легко. Люди, чье главное занятие — общение, знают, как трудно выбрать символ или слово (слова сами по себе являются своего рода символом), чтобы представить реальность, которую они хотят, чтобы их читатели или слушатели поняли. Такие символы или слова должны соответствовать не только тому, что они символизируют, но даже возможностям читателей или слушателей. Например, что лучше для проповедника сказать «десятина» или «десять процентов»? Было бы лучше для переводчика Послания к Римлянам 3: 25 написать, что Иисус был «жертвой искупления» или «умилостивлением»? Что лучше молиться: «Да святится имя твое» или «Свято имя Твое»? Воспитывает ли школьный учитель «учеников» или «студентов»? Некоторые люди могут подумать, что задавать такие вопросы — значит придираться к пустякам; но Марк Твен, несомненно, был прав, когда сказал: «Разница между правильным словом и почти правильным словом — это разница между молнией и светящейся букашкой». Правильное слово (или символ) намного, намного лучше, чем почти правильное слово или символ. Первое передает полноту реальности; второе может затемнить или даже исказить ее. Воспоминание об этом помогает нам понять предметы, используемые на Вечере Господней, поскольку Бог выбрал правильные символы. Бог не выбирал символы, которые были бы почти правильными.

Современное отношение к вину препятствует распространению послания

К сожалению, современное отношение к вину мешает нам воспринять послание, переданное этим символом. Для современного человека, живущего после колоссальных культурных изменений, вызванных промышленной революцией, вино является скорее проклятием, чем благословением. Мы слышим о пьяных водителях и циррозе печени, и нас передергивает. Неудивительно, что виноградный сок часто рассматривается как более чем адекватная замена. Но так было не всегда, и так не должно быть в будущем. Ибо Библия, никоим образом не преуменьшая опасность пьянства, учит нас, что вино — это благословение, составная часть счастливой совместной трапезы с семьей и друзьями, инструмент радости (Псалом 104:15), предвкушение эсхатологической трапезы со Христом (Исаия 25, Амос 9), и да, напоминание о том, что чаша Божьего гнева горька. Это то, что Бог сказал о вине, и это то, что мы должны учитывать, когда думаем о вине как символе на Вечере Господней. То, что мы не в состоянии распознать эти истины — даже в тот самый момент, когда мы должны помнить о них больше всего, — не следует приписывать вину или Богу.

Нам нужен правильный символ

Мы можем и должны попытаться описать и объяснить наше славное спасение как нашим собратьям-христианам, так и неверующему миру вокруг нас. Мы должны использовать любые слова (или символы) Бог позволил нам, в Своем мудром провидении, употреблять. Но, в конце концов, мы знаем, что наши слова не могут полностью соответствовать действительности. Наше понимание слишком слабое, а наши слова слишком неадекватны. Мы находим утешение в этом: Бог снизошел до того, чтобы сообщить нам небесные реальности способом, соответствующим как истинам нашего спасения, так и нашим ограниченным возможностям, дав нам хлеб и вино. Мы можем быть уверены, что каждое свойство или характеристика как хлеба, так и вина подходят для этой цели, потому что Бог так их задумал. Вид, ощущение и вкус хлеба учат нас. Точно так же вид, запах, ощущение и вкус вина учат нас. Возможно, мы не можем выразить человеческим языком, как они это делают, или точно, какое значение эти вещи передают; если бы их можно было выразить словами, вероятно, Сам Бог выразил бы их так. Но Бог специально выбрал вино и хлеб, потому что только хлеб и вино послужат Его цели. Ни один из аспектов хлеба и вина не может отсутствовать, чтобы мы не обеднели. Мы не можем пренебрегать ими так же, как не можем пренебрегать самой Вечерей Господней. Все, что касается хлеба и вина, необходимо и существенно, чтобы помочь нам узнать, чему Бог научит нас через них. Точно так же, как мы не должны позволять брать слова из наших Библий или воду из наших крещений, мы не должны позволять брать символы хлеба и вина из причастия.

Иногда утверждается, что, хотя Иисус учредил Вечерю Господню с использованием вина, неферментированный виноградный сок является приемлемым аналогом. В свете того, что мы уже сказали, мы видим, что этот аргумент несостоятелен. Виноградный сок не может служить адекватным символом, потому что он не похож на то, что он символизирует, и поэтому не может должным образом общаться. Если мы используем неферментированный виноградный сок вместо вина, общение Бога с нами и наше понимание этого общения от Него затруднены или заблокированы. В результате наши собственные представления о том, что Иисус сделал для нас, могут быть урезаны, а наш христианский опыт уменьшен или замедлен. Это последствия, которые ни один христианин не должен терпеть.

Подойдут только те символы, которые Бог избрал для нас. Ничто меньшее не может служить Божьей славе и нашей нужде. Символы, которые Он выбрал, — это облегчение для наших душ; все остальное — просто жучок-облегчитель.