Вторая половина XV века. Московский великий князь Иван III заканчивает «собирание Русской земли», активно поглощая последние удельные княжества. Новгородская республика, с ее богатствами и обширными землями, не могла не интересовать Москву. И Великий Новгород это прекрасно понимал.
Географически Новгород находился между двумя княжествами – Московским и Литовским, и постоянно лавировал между ними. Основная часть бояр, надеясь сохранить свои вотчины, была за союз с Литвой, так как та обещала им сохранить независимость и вотчины. Но народ и менее богатые бояре стояли за присоединение к Москве. Ведь союз с Литвой рассматривался также как отступление от православия в сторону католицизма.
Поэтому В. Новгород раздирали внутренние распри, которые часто выливались в погромы. В этих условиях пролитовскую партию возглавила женщина – Марфа Борецкая.
Кто такая Марфа-посадница
Марфа родилась в Великом Новгороде и происходила из богатого боярского рода Лошинских. Дата рождения ее неизвестна, есть только информация, что отца звали Семеном.
Марфа дважды была замужем. От первого мужа у нее было двое сыновей — Феликс и Антон. Вторым мужем стал посадник Исаак Борецкий, поэтому ее также называли Марфа-посадница. От него она родила еще двух сыновей - Дмитрия и Федора, и дочь Ксению. Исаак Борецкий принадлежал к очень влиятельной и богатой новгородской семье. Но он тоже рано умер и в руках Марфы сосредоточились огромные богатства и земельные угодья. Обладая большими деньгами, Марфа активно скупала земли, еще более увеличивая свои владения. К 70-м годам XV в. по количеству владений она была в Новгородской республике третьей после владыки и монастырей.
Политический вес
Никто из новгородских бояр не мог сравниться с Марфой Борецкой по величине богатств, что придавало ей, поддерживаемой еще и 4 сыновьями, большой политический вес. К тому же, она имела крутой нрав и была умна, властолюбива, мстительна и безжалостна. Когда она получила весть, что ее старших сыновей убили в Заонежье, она велела сжечь несколько десятков деревень вместе с жителями. Не пощадила даже детей.
Зная о том, что к своим врагам она беспощадна, мало кто рисковал противоречить ей. А кто рисковал – тем было несдобровать. Так, боярин Мирославский, который затеял тяжбу с Борецкой, был посажен в подземелье, а знатный боярин Василий Своеземцев вынужден бежать из Новгорода со всем своим семейством.
Во главе партии бояр
И эта властная женщин возглавила партию бояр, открыто выступающих против московского княжества и за союз с Литвой. Как и она, ее сторонники были самыми богатыми в В. Новгороде. Марфа-посадница и ее сторонники жили на Софийской стороне – самом аристократическом районе города, и по вечерам собирались в ее богатом доме и вели настоящие политические собрания.
В итоге был выработан такой план: В Новгороде создается православное наместничество, которое зависеть будет от католического Литовского княжества. Наместником будет знатный литовский пан. А чтобы закрепить союз, он должен будет взять в жены самую богатую новгородскую собственницу - Марфу Борецкую. И тогда для новгородцев наступит благодать.
Марфа была не единственной женщиной в этой партии. Ее поддерживали еще две богатые боярыни-вдовы: Анастасия и Ефимия. Это говорит о том, что влияние женщин на политическую жизнь Новгорода была высоким. Поэтому князь Иван III, подчинив город, велел присягать на верность не только мужчинам, как это было в других княжествах, но и их женам и вдовам.
Восстание Марфы Борецкой
В 1471 году Марфа решила поднять новгородцев против московского князя. На вече ее сторонники выступали с пламенными речами, декларируя, что Иван III притесняет новгородцев. Доверенные люди Марфы подкупали бедняков, которые кричали, что они за литовского короля, звонили в колокола и всячески разжигали смуту. Сторонников Ивана III в городе тоже было много, но у них не было такого авторитетного организатора, они были инертны и не смогли противостоять пролитовской партии. И на вече было решено направить послов к литовскому князю.
Когда Ивану III принесли весть, что В. Новгород направил в Литву посольство, он с войском двинулся к мятежному городу. На реке Шелонь состоялась битва, в которой новгородское войско было разбито. Сын Марфы, Дмитрий Борецкий, был взят в плен и казнен. Это был второй московский поход на Новгород.
Недолго в Новгороде было спокойно. Вскоре партия Марфы-посадницы опять начала «мутить воду». Причем, довольно агрессивно. В 1475 году ее младший сын Фёдор по прозвищу Дурень со своими друзьями устраивал разбойные набеги на дворы своих противников.
Подавление смуты
Чтобы остановить очередную смуту, московский князь Иван III предпринял третий поход на Новгород. На этот раз обошлось без больших жертв – московское войско обложило Новгород и вскоре его жители открыли ворота и впустили войска князя.
Марфа Борецкая была схвачена. Относительно ее дальнейшей судьбы существует две версии. Согласно первой, в феврале 1479 года Марфу отправили сначала в Москву, затем в Нижний Новгород. Там ее постригли под именем Мария и последние годы она провела в Зачатьевском монастыре. По второй версии, она была убита по дороге в Москву.
Все ее имения были конфискованы. Часть поступила в казну, часть вотчин были переданы монастырям.
Марфа Семеновна Борецкая была последней защитницей Новгородской республики. И хотя ее действия были во вред русскому государству, ее личность и верность своим идеалам заслуживают уважение.