Tesla Model S часто называют лучшим электрическим автомобилем в мире. Многим нравятся технологии, захватывающее ускорение и способность преодолевать более 400 км с полностью заряженными батареями. Если Tesla Model S является одним из тех автомобилей, которые сейчас вдохновили многих производителей на разработку технологий электромобилей, то Globe-Union Endura пыталась взять на себя ту же роль в 1978 году.
Глобальная электрификация автомобилей только начинается. Все больше людей хотят внести свой вклад в благополучие нашей планеты, поэтому неудивительно, что популярность электромобилей с каждым годом набирает обороты. Глядя на историю автомобилестроения, мы видим, что было множество попыток реализовать амбициозный план по отказу от обычных двигателей внутреннего сгорания, но большинство из них оказались неудачными.
Автомобили, работающие на электричестве, появлялись на публике только в особых случаях. Например, когда мировая экономика столкнулась с трудностями. Одним из лучших доказательств является Globe-Union Endura, представленный в 1978 году. Электромобиль, выпущенный в разгар нефтяного кризиса, когда цены на бензин за одну ночь удвоились.
Создатели проекта Globe-Union Endura даже не скрывали своей цели, когда представляли его — это был автомобиль, который должен был спасти американских водителей от непредсказуемых цен на топливо. "Вы все прекрасно знаете, что в настоящее время в США нет альтернативы автомобилям, работающим на обычном топливе. Мы создали автомобиль, которому наплевать на нефтяные кризисы или картельные соглашения", — писалось в брошюре Globe-Union Endura.
Производитель компонентов, построивший автомобиль
Многие любители автомобилей никогда не слышали о Globe-Union, но это не должно вызывать удивления, поскольку компания, основанная в 1911 году, много лет специализировалась на производстве аккумуляторов, и в какой-то момент была лидером рынка. Когда водителей США парализовал нефтяной кризис, им на помощь пришли те, кто хорошо знал, как должен работать электромобиль.
Инженеры Globe-Union создали новый электромобиль с нуля. Они не обращались к другим производителям за поддержкой или помощью в поставке тех или иных компонентов. Например, платформа, которая является одним из самых дорогих компонентов при разработке нового автомобиля. Инженеры Globe-Union использовали ту же формулу, которую сейчас используют Tesla Cars — днище было выстлано батареями. Поскольку этот автомобиль был создан в 70-х годах, неудивительно, что Endura оснащалась только электродвигателем мощностью 20 л.с.
Максимальную скорость всего 104 км/ч, но производитель рекомендовал потенциальным покупателям поддерживать скорость 48-56 км/ч, чтобы автомобиль мог преодолевать более 160 км с полностью заряженными батареями.
Главный дизайнер Боб Макки построил аэродинамический кузов, который позволил бы седану Endura ехать с наименьшим количеством необходимой энергии.
Серьезный недостаток
Как и у многих современных электромобилей, у Globe-Union Endura был и один очень большой недостаток — долгое время зарядки. В брошюре производителя говорится, что аккумуляторы Endura можно заряжать двумя способами: от источника питания на 110 или 220 вольт. Время зарядки было указано как 14–16 часов при 110 вольт. Между тем, источник на 220 вольт мог перезарядить его за семь часов.
Globe-Union Endura был произведен в 1978 году, но, судя по салону автомобиля, может сложиться впечатление, что он хотел выйти на улицы гораздо раньше. Глядя на интерьер Endura, вы обязательно должны заметить некоторое сходство с Tesla Model S. Конечно, в автомобиле 70-х нет сенсорного экрана, но расположение приборов очень похоже. Плюс к этому центральная консоль модели Endura оснащена примитивным дисплеем с ЭЛТ-технологией, что позволяло менять самые разные настройки автомобиля.
Globe-Union Endura так и не дошла до серийного производства, потому что не появилось инвесторов, желающих развивать проект дальше. Многих потенциальных партнеров отпугивали огромные затраты на производство и неопределенная рентабельность, ведь тогда еще скептически относились к электромобилям. Тем не менее, глядя на этот прототип, теперь можно понять, откуда Илон Маск черпал вдохновение для популярной модели Tesla Model S.