Хотя уклад, свойственный персонажам, для большинства из нас непривычен и странен, но тема, которая поднимается в фильме "Белый караван" (1963), думается, затрагивает многих.
Мне, в целом, интересны истории, в которых героям приходится делать тяжёлый выбор: такой, когда один вариант не просто исключает другой, а предполагает разрыв с близкими и любимыми людьми.
И потому, что близкие не понимают этого выбора, и потому, что человеку приходится полностью менять жизнь. Для этого ведь нужно не только горячее желание, но и огромное мужество пойти наперекор всем.
Есть в Грузии горное село, для жителей которого овцы - это всё. Испокон веков сельчане занимаются животноводством, вот только пастбища здесь есть только летом, а на зиму овец приходится перегонять в прикаспийские степи.
Каждый год ранней осенью снаряжается "белый караван" овец, с которым уходят все мужчины - дома остаются только старики, женщины и дети. Полтора месяца идёт караван до зимних пастбищ, а весной отправляется в обратный путь. Только три месяца проводят мужчины дома.
Гела (Имеда Кахиани) - старший сын уважаемого чабана Мартия Чахлаури, не похож на других сельчан. Он не хочет жениться, хотя давно пора, а еще он не хочет быть чабаном.
Всё чаще и чаще горюет Гела о том, что прошагал за свою совсем еще недолгую жизнь такое количество километров, что, наверное, равно кругосветному путешествию. Но на своём пути Гела видит всегда одно то же, из года в год одна и та же дорога, овцы, те же люди.
Геле тесно в таком замкнутом мирке, он хочет жить другой жизнью, увидеть другие места, других людей... стать горожанином.
Однако отцу принято подчиняться, а потому парень, хоть и горюет, но откладывает уход в манящий город.
И вот очередная осень, снова белый караван... Но в этот раз на Каспии Гела знакомится с местной девушкой-рыбачкой Марией (Ариадна Шенгелая), влюбляется в неё без памяти и, наконец-то, готов жениться.
Девушка отвечает взаимностью, более того - приглашает его жить в свой дом. Мария - сирота, у неё никого нет, и она искренне привязывается к Геле, вот только ей тоже не нравится его стремление жить в городе.
Гела один среди всех, никто его не понимает, все осуждают, отец злится.
Однажды парень, всё-таки, уходит в город.
***
Но вот какая штука...
Уж очень неоднозначна последняя треть фильма. Лично я не вижу ничего плохого в том, чтобы человек "отрывался от корней" и искал в жизни свой путь. Ну не хочет он быть чабаном, бывает.
И отца его мне не понять - мало ли, что деды-прадеды этим занимались, нельзя желание найти своё место считать предательством.
Авторы фильма нагнетают - да, среди поступков героя есть неприглядные, но очень странно после того, как герой очень обоснованно рассказывает о своей мечте, не просто показывать его гадом, но и навешивать вину за то, в чём он уж совершенно точно не виноват.
Может, я чего-то не понял, и имелось ввиду, что выйти на свою дорогу можно только ценой очень сильных нравственных мучений... но зачем?
Или это завуалированная антисоветчина, полная сарказма? Причем, и по отношению к традициям, и по отношению к герою, который сам не знает - чем он будет заниматься в вожделенном Городе, ведь он ничего, кроме как пасти овец, не умеет.
Что впрочем, ничуть не снижает накала темы выбора.
Режиссёры Эльдар Шенгелая и Тамаз Мелиава.
В 1964 году фильм "Белый караван" был номинирован на Золотую пальмовую ветвь в Каннах.