В годы Великой Отечественной получить технику, оборудование, продовольствие по ленд-лизу за рубежом было лишь половиной дела: транспортировка стоила тысяч жизней. В события тех лет погрузился корреспондент агентства «Минск-Новости».
Конвой PQ-17
Факт поставок в СССР по ленд-лизу боеприпасов, армейских машин, снаряжения, нефтепродуктов, продовольствия, медикаментов и прочих материальных ценностей из США, Великобритании, Канады, с одной стороны, не скрывался. Да и как скроешь, если целое поколение воевало на грузовиках «Студебеккер», внедорожниках «Виллис», самолетах «Аэрокобра», а потомки знали о них от отцов и дедов. Опять же мальчишки зачитывались романом Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17». Кстати, буквы PQ — инициалы офицера Британского адмиралтейства, руководившего отправкой караванов (полное имя — P. Q. Edwards). В книге речь идет о морском конвое, который был почти полностью уничтожен, о мужестве и героизме советских моряков и моряков союзных войск.
Но все же в прессе СССР старались воздерживаться от обширного освещения этой темы, так как в послевоенные годы она входила в противоречие с текущей тогда риторикой об американской военщине, о ястребах мирового империализма, преступной клике и реакционных кругах Запада. А значит, и подвиг западных и советских летчиков, моряков, огибавших более половины земного шара при перегоне самолетов, перевозке и сопровождении грузов, оставался в тени. Хотя на правительственных уровнях всегда об этом помнили. Например, в 1943-м президент США Франклин Рузвельт вручил советским морякам — участникам Арктических конвоев — ордена «Морской крест» и «За выдающиеся заслуги». А в 2020-м президент РФ Владимир Путин наградил 17 американских и 47 британских моряков, сопровождавших Арктические конвои, медалями Ушакова.
Первые морские караваны с грузами начали направлять в августе 1941 года через Рейкьявик. Там происходило их формирование — по 20 судов. Затем под прикрытием военных кораблей они следовали в Мурманск, Северодвинск, Архангельск. Моряки именовали этот путь ледяным адом. Шли в условиях штормов и холодов. 7 января 1942-го фашистская авиация потопила первое британское судно «Вазиристан» из конвоя PQ-7. В апреле того же года из 75 судов четырех конвоев фашисты потопили девять.
Самым страшным стал эпизод, описанный Пикулем в его произведении. Это произошло в июле 1942-го. Из 36 кораблей уцелели 11! На дне оказались 3 350 автомашин, 430 танков, 210 самолетов, 100 тысяч т других грузов. Но главное — люди. В ледяной воде Заполярья оставаться в живых возможно не более 15 минут. Погибли сотни моряков.
Пропадали без вести
Самолеты производства США перегоняли американцы и канадцы лишь до Аляски, а дальше в кабины садились советские пилоты. Перегоночную дивизию летчиков из пяти полков создали специально для переправки крылатых машин в СССР. На фоне морозов ситуация складывалась сложная. Не все американские самолеты изготавливали с расчетом на полеты в лютые зимы. Не выдерживали гидросистемы, крошились покрышки шасси… Советский Союз делился технологиями производства морозоустойчивого каучука. Во время перелетов через Верхоянский хребет пилоты поднимались на высоту более 6 км. В условиях отсутствия кислородных приборов летчики порой теряли сознание, разбивались о скалы. Самолеты пропадали без вести. В тайге их фрагменты находят и сегодня. За годы войны из Америки переправили более 14 тысяч воздушных машин. Среди них «Аэрокобра», «Китихоук», Дуглас А-20 «Бостон» и другие. Кстати, именно на «Аэрокобре» знаменитый советский ас Александр Покрышкин одержал множество побед в воздушных боях. Из Англии на судах доставляли истребители «Спитфайр», «Харрикейн», бомбардировщики «Хемпден».
Встретили с почестями
В 1942-м группу советских моряков командировали в США. Им предстояли приемка катеров, переданных по ленд-лизу, посещение заводов, верфей. Также требовалось освоить новую технику в учебных центрах Майами.
Вначале союзники передавали малые катера — охотники за подлодками, перестроенные из спасательных катеров. Их помещали на палубы торговых судов, отправляли конвоями. Большим катерам-охотникам с советскими экипажами на борту предстояло пройти по Атлантике, а потом по Баренцеву морю добраться до баз советского Заполярья. Катер-охотник большой только относительно малого. На деле он не предназначен для Атлантики с ее волнами высотой с небоскреб. Борис Другов, командир головного «охотника» 1-го дивизиона, рассказывал, что отряд из шести охотников вышел из Сент-Джона 27 июля 1944 года. Прогноз погоды предвещал опасное плавание. Скорость ветра через двое суток пути достигла ураганной — 29 м/с. Из Сент-Джона прислали рекомендацию вернуться. Командир отряда капитан-лейтенант Константинов опросил командиров катеров по радио. Все решили продолжить движение. Поднялся шторм. Судна ползли со скоростью три-четыре узла. Командиры пытались повернуть катера так, чтобы волны не перевернули их. В бушующих водах маленькие кораблики бросало как щепки. Суда зарывались в волны по рубки. Вода хлестала по палубе, сметала все на своем пути. На катере Другова волна сломала мачту радиолокационной антенны и даже сорвала с креплений 20-миллиметровую зенитную пушку «Эрликон». Экипаж противостоял потокам воды, вливавшейся через двери рубки и люки открытого мостика.
Далее офицер вспоминал: «Наконец шторм стал стихать, и мы впервые за время перехода получили возможность определиться по солнцу. Это было у берегов Ирландии. В Лондондерри (город-графство в Великобритании) нашему отряду устроили буквально триумфальную встречу. Когда мы входили в порт, на всех английских, канадских и американских кораблях, находившихся на базе, на верхних палубах были выстроены экипажи. Так союзники выразили уважение и восхищение советским морякам, совершившим нелегкий переход через океан. Вечером на приеме, устроенном в нашу честь, английский адмирал, командир военно-морской базы Лондондерри, говорил о «высоких морских качествах и мужестве советских моряков».
Помощь Запада Советскому Союзу в то время была действительно неоценимой, но решающим в Победе стал человеческий фактор.
Еще материалы рубрики:
«Люди теплые, живые шли на дно, на дно, на дно…». Как в Великую Отечественную служили понтонеры
Исчезли крест Евфросинии Полоцкой и 40 слуцких поясов. Как в войну мародерствовали фашисты
Боевая конница и тягловая сила. Как использовали лошадей в Великую отечественную войну
Смотрите также: