Найти тему

Ashes 2063: постапокалиптический шутер в ретро стиле

Ashes 2063
Ashes 2063

Что объединяет такие фильмы как "Черри 2000", "Киборг", "Безумный Макс", "Тяжелый метал"? Ну, кроме низкобюджетности? Правильно - атмосфера постапокалипсиса. Без каких-либо прикрас, как например в Фоллаут 1-2, и более жуткая, чем в А.Т.О.М. РПГ (духовном наследнике первых Фоллаутов). В этих и подобных им фильмах нам демонстрируют крах цивилизации, жуткий разгул бандитизма, людей деградировавших до животных. Но при этом нормальные люди пытаются как-то выжить и сохранить те небольшие крохи цивилизации.

Yipikaye, motherf**ker!
Yipikaye, motherf**ker!

И вот казалось бы, такая атмосфера, низкобюджетные, но выразительные декорации — так и просятся на мониторы ПК и приставок. Но нет, кроме упомянутых Фоллаутов мы можем насладиться лишь игрой про Безумного Макса (красивой, но с однообразными локациями и геймплеем), да как-то попробовать затянуться беседовской "Яростью". Честно скажу, последняя мне не шибко зашла. Какой-то слишком хипстерский там постапокалипсис. Больше похоже на костюмированный карнавал, чем на жуткую безнадегу разрушенного войной мира. Красиво, но не то.

Когда по CEO ваисуны.
Когда по CEO ваисуны.

И жил бы я дальше ничего не ведая, как вдруг... На сайте ModDataBase, посвященном любительской и полупрофессиональной разработке видео игр, я натыкаюсь на Ashes 2063.

Игра построена на основе улучшенного движка старой игры Doom, так называемом GZDoom (ознакомиться и скачать его можно
ткнув здесь). Но что-либо скачивать от Вас не требуется — это так называемая Total Conversion. Вам достаточно просто загрузить игру с сайта и распаковать в любую папку на жестком диске или всеми любимом SSD.

Это грибы, но есть их я строго не рекомендую.
Это грибы, но есть их я строго не рекомендую.

Игра на данный момент состоит из двух эпизодов. В первом эпизоде нас ожидают простенький необязательный туториал и две главы в несколько линейных миссий. Второй эпизод — сюжетный туториал и большая компания на несколько часов прохождения.

Запускать эпизоды можно в любом порядке, но для понимания сюжета лучше начинать с самой первой главы первого эпизода.

Да, вы не очитались, тут и правда есть сюжет. И он не такой, как в играх 90-хх - в три абзаца где-то в отдельном текстовом файле. Сюжет подается нам прямо во время игры.

Пару раз за первый эпизод дадут покататься на мотоцикле. А второй Эпизод чуть ли не весь состоит из поездок.
Пару раз за первый эпизод дадут покататься на мотоцикле. А второй Эпизод чуть ли не весь состоит из поездок.

Сюжет нельзя назвать особо глубоким и оригинальным. Все довольно просто. Мы играем за обычного "мусорщика" - это люди, род деятельности которых состоит в том, что бы наведываться в опасные развалины старого мира и собирать "артефакты" прошлого. Которые можно использовать во мрачном будущем. Для нас, благодаря великолепному произведению братьев Стругацких, данная профессия более привычна под названием — сталкер.

О, собачка!
О, собачка!

И вот наш герой бороздит просторы разрушенных США в поисках полезных предметов, параллельно отстреливаясь от разнообразных мутантов, бандитов и прочих отморозков.

Перед нами классический шутер от первого лица. Есть ствол, есть патроны, есть враги, в которых с помощью ствола нужно посылать патроны. Все стандартно, все привычно, все красиво и отлично.

Олимпийские прыгуны, ржаву медь!
Олимпийские прыгуны, ржаву медь!

Хотя есть некоторые вещи, которые отличают эту игру от классического шутера середины 90-хх. Например, количество боеприпасов. Люди, которые играли в Doom, Quake, Duke Nukem 3D и прочую классику в курсе, что патронов в игре обычно очень много и ситуации, когда патроны кончаются - это крайне редкие ситуации.

Да, в итоге нас всех это ждет.
Да, в итоге нас всех это ждет.

В Ashes 2063 патроны заканчивают не просто быстро, а запредельно быстро. Да и раскиданы боеприпасы далеко не везде, а если и удается найти — их оказывается крайне мало. Но это ничего, ведь в игре есть элементы стелса и сделаны они на удивление хорошо. Например, оружие ближнего боя (нож, монтировка или отбойный молоток) наносят очень приличный урон. И если подкрасться к противнику со спины и нанести смертельный удар, то рассчитывать что тревогу никто не поднимет. Целый лагерь рейдеров можно вырезать не сделав ни одного выстрела.

Пара атомных бомб и атмосфера в городе заиграла новыми красками.
Пара атомных бомб и атмосфера в городе заиграла новыми красками.

Но зато патроны можно купить. У разного рода торгашей. Вы спросите - "Откуда деньги, Зин?" Да легко! Вы же не забыли, что наш герой — мусорщик. Побегав по локации и расковыряв мусорные баки и пакеты, можно найти немало полезных деталей. Все подобранное сразу конвертируется в валюту (то есть бегать и искать торговца не нужно), за нее и покупаем нужную нам амуницию и вооружение. Вот только цены там такие же мутировавшие, как и мир игры.

Стереотипные радиоактивные зеленые лужи встречаются в Ashes на каждом шагу.
Стереотипные радиоактивные зеленые лужи встречаются в Ashes на каждом шагу.

Кроме того во втором эпизоде собранный нами мусор можно потратить на улучшение нашего вооружения. Например, собрав из пистолета адскую машину уничтожения всего живого. И лично Вам советую не тратить мусор во втором эпизоде на покупку патронов и аптечек. Лучше экономить последние, а все собранное непосильным трудом тратить на апгрейды. Поверьте — оно того стоит.

Небольшой ручной фонарь и автоматический пистолет — ваши лучшие друзья во время исследований развалин и подземелий.
Небольшой ручной фонарь и автоматический пистолет — ваши лучшие друзья во время исследований развалин и подземелий.

А вот про локации я расскажу поподробнее. Они — шедевральны. Что не уровень, то настоящее произведение левелдизайна. Настолько продуманных, настолько детализированных локаций не только в старых, но и во многих новых играх не встретишь. Даже большие локации, которые герой пересекает на своем верном мотоцикле, отличаются проработкой мелких деталей. После локаций Ashes локации многих других проектов кажутся пустыми наборами однообразных комнат.

Эту винтовку потом можно переделать в рельсовую пушку.
Эту винтовку потом можно переделать в рельсовую пушку.

Что бы получше разглядеть локации нам дают фонарик. Да не простой, а на солнечных батарейках. Удивить заряжаемым фонарем сейчас мало кого можно, но когда фонарь разряжается в темном углу, а ближайший выход на поверхность далеко — тут приходится пользоваться миникартой и идти на ощупь. А на ночных локациях фонарь по понятным причинам вообще не заряжается.

Отличный план, Вар Март! Надежный, как швейцарские часы!
Отличный план, Вар Март! Надежный, как швейцарские часы!

А ведь рассматривать есть что. Разрушенные города (я специально не буду показывать эти скриншоты — вы должны увидеть это в динамике), заброшенные индустриальные объекты (от мелкой фабрики до завода по уничтожению радиоактивных отходов). Пустошь. Маленькие городки заполненные мародерами, мутантами или людьми которые просто хотят выжить. А огромный стадион и гигантская крытая оранжерея — даже и не верится что это все создано на старом, пусть и модифицированном, движке.

Без фонаря по подземельям придется передвигаться от одной дыры до другой.
Без фонаря по подземельям придется передвигаться от одной дыры до другой.

Локации бы не выглядели так здорово, если бы не отличная работа с текстурами. В игре очень много текстур сделанных вручную. А те, что были скачены со сторонних ресурсов сильно переработаны. Даже несмотря на низкое разрешение этих текстур все выглядит вполне годно даже для нашего 2022 года. Хм... а ведь по сюжету с атомной войны прошло коло одного поколения (где-то 35-40 лет). Действие игры идет в 2063-м году... ой, мама...

Ashes одна из немногих игр, где оружие с глушителем действительно помогает.
Ashes одна из немногих игр, где оружие с глушителем действительно помогает.

Геймплей... что-то я про него совсем забыл разглядывая все эти скриншоты (вам и десятую часть не показал — не хочу портить удовольствие). Ну тут стандартно — идем от точки А до точки Б по не сложному, но запутанному лабиринту. Находим закрытые двери, которые активизируются либо рубильниками, либо ключами. Отстреливаем врагов и собираем предметы. Даже редкие поездки на транспорте не сильно отличаются от аналогичных во множестве любых других игр.

Кому-то это придется по вкусу — не нужно будет привыкать к новому. Кого-то расстроит — ведь ничего нового, кроме атмосферы тут по сути и нет.

Эти поезда  больше никуда не отправятся.
Эти поезда больше никуда не отправятся.

Зато геймплей первого эпизода разительно отличается от второго. Если первые две главы первого эпизода — это линейное последовательное прохождение, то второй эпизод чем-то напоминает игру в отрытом мире — есть несколько хабов, в каждом из которых нужно выполнить несколько поручений, что бы продвинуться в следующую локацию. Как во множестве современных игр, разве что куда как увлекательнее.

Затишье перед бурей.
Затишье перед бурей.

Нужно ли знание английского языка для прохождения? И да и нет. С одной стороны тут очень простой геймплей разобраться в котором не составит особого труда. С другой — сюжет подается в виде диалогов с НПС и записок в блокнотиках. И если в первом эпизоде игры можно на это закрыть глаза, то во втором придется пользоваться хотя бы словарем. Благо это не Disco Elysium, в котором огромное количество сложного текста.

Ну и чуть-чуть про музыку — ее надо услышать. Музыка лучше всего передает атмосферу тех старых фильмов эпохи VHS.

Поверхность всегда таит кучу опасностей. И зашкаливающий уровень радиационного фона.
Поверхность всегда таит кучу опасностей. И зашкаливающий уровень радиационного фона.

В целом вот такой вот замечательный олдсукльный шутер. Если вас интересуют такие игры, то смело качайте по этой ссылке. Два эпизода — несколько часов удовольствия.

Сам мод не отличается кровавостью, но если вы хотите разрывать врагов в клочки и видеть литраж крови как у Тарантино, то можете подключить дополнение
nasgore, которое без особых сложностей запускается с Ashes 2063.

Ashes 2063 mod for Doom II