Найти тему
Живопись

Художник Василий Дмитриевич Поленов

Большой художник — это всегда неординарная, а в чем-то и парадоксальная личность. Но личные и профессиональные качества героя нашей сегодняшней статьи выделяли его даже из ряда великих мастеров отечественной живописи XIX столетия.

Своего первого наставника, замечательного баталиста и портретиста Павла Чистякова, он «перерос» — в профессиональном смысле, разумеется — ещё к 18 годам. По признанию Павла Петровича, в деле создания колористического строя композиций ему самому было впору брать пример с юного подопечного.

Однако, сам будущий классик будто бы никак не мог определиться, какую судьбу предпочесть; в каком деле лучше реализовать свои таланты. Однокурсник Репина, он закончил Академию художеств с золотой медалью, получив никак не меньше похвал и точно такое же право на оплаченную зарубежную стажировку, что и будущая «суперзвезда» русского реализма. Однако, параллельно наш герой успел выучиться на математика и защитить диссертацию в качестве юриста! Потрясающий спектр талантов и интересов, не так ли?

Оказавшись в Европе, он принимается жадно «впитывать» искусство Старого Света. Неизвестно, чего было больше в этом неустанном поиске и пристальном изучении шедевров Рафаэля, Коро и Макарта: попыток получить новые знания или тщаний обрести самого себя. Свою собственную философию живописи как искусства, как способа мыслить, как образа жизни. Факт заключается в том, что наш герой преуспел в обоих смыслах. И если в 1872 году в Неаполь прибыл относительно безвестный уроженец Петербурга, автор картин на мифологические и религиозные темы, то нормандский курорт Вёль-ле-Роз двумя годами спустя покидала уже полноценная восходящая звезда всеевропейского масштаба, автор таких шедевральных пейзажей как «Старые ворота», «Рыбацкая лодка» и «Нормандский берег». Именно там имя Василия Дмитриевича Поленова зазвучало настоящим синонимом истинного мастерства в области пейзажной живописи.

К слову: приглашение посетить север Франции Поленов получил от всё того же давнего и верного друга и коллеги Ильи Репина. Судьбоносное и знаковое совпадение...

Итак, герой нашего рассказа наконец определился с вектором жизненного пути. А раз определившись — уверенно шел к своей цели. Вернувшись на Родину (на два года раньше намеченного Академией срока) и презентовав благодарной публике полсотни своих парижских этюдов, он скоро получил звание академика с правом преподавания искусства живописи в стенах любимой альма-матер.

Поленов В.Д., «Ставка. Резиденция царевича Александра Александровича в Брестовце с казаком-охранником в период русско-турецкой войны на Балканах», 1877, 24×31.5, частная коллекция
Поленов В.Д., «Ставка. Резиденция царевича Александра Александровича в Брестовце с казаком-охранником в период русско-турецкой войны на Балканах», 1877, 24×31.5, частная коллекция
Поленов В.Д., «Брестовец», 1878, холст, масло, 54 x 144,7 см, Государственная Третьяковская галерея
Поленов В.Д., «Брестовец», 1878, холст, масло, 54 x 144,7 см, Государственная Третьяковская галерея
Поленов В.Д., «Балканский пейзаж»
Поленов В.Д., «Балканский пейзаж»

Но прежде Поленов отправился добровольцем в Сербию, откуда слал на Родину на удивление мирные, бытовые полотна. Тяжелейшая борьба сербского народа за свободу от турецкого владычества отточила пронзительную искренность авторского стиля Поленова. Ещё сильнее и полнее распахнула тайники души, подвигнув искать корень смысла в каждом миге, явлении, факте. Писать ещё выразительнее, ещё точнее чем прежде.

А затем настал черёд «московского» периода. Творчество Поленова получило новое измерение лиричности, напитавшись романтизированными представлениями о быте и нравах простых москвичей. Такой подход можно ценить или критиковать, но невозможно отказать Поленову в праве называться основоположником отечественной традиции уютного, камерного, «интимного» пейзажа...

Пожалуй, нам не найти лучшего примера многомерности и разносторонности творчества Василия Дмитриевича, чем полотно «Христос и грешница». Задуманное как своего рода ответ на творческий вызов картины «Явления Христа народу» кисти Иванова, оно дополнительно отсылает нас к произведениям великого французского гуманиста Ренара. Поленов трудился над этой картиной без малого двадцать лет. Ради проработки атмосферы и деталей композиции он посетил Египет, Сирию, Палестину. Вдумайтесь, уважаемый читатель: два десятилетия адаптаций и правок, смешения акцентов и внесения новых идей, настоящая хроника становления большого мастера; живописная автобиография, уместившаяся между начальными набросками и конечным вариантом. К слову: этот самый конечный вариант полотна не прошёл цензуру, зато стал причиной уникальной в своём роде аукционной «дуэли» между легендарным коллекционером Павлом Третьяковым и Его Императорским Величеством Александром III. Победил, как и следовало ожидать, венценосец. Но ещё больше выиграло русское изобразительное искусство, сохранившее до наших дней образчик изящного и элегантного (как писал критик Стасов) творческого стиля Поленова. Мастера, умевшего и любившего ставить перед зрителем интереснейшие этические и философские вопросы, оставаясь при этом в границах высокой эстетики жанра и не отступать от принципа служения красоте этого мира. Неординарный, парадоксальный, удивительный художник...

Поленов В.Д., «Христос и грешница (Кто без греха?)», 1888, холст, масло, ГРМ
Поленов В.Д., «Христос и грешница (Кто без греха?)», 1888, холст, масло, ГРМ

Вот такое пространное вступление к обзору очередного каталога. Сегодня как Вы могли догадаться речь идет об альбоме работ Василия Дмитриевича Поленова. Ваша рутина прежняя: назовите в комментариях номер (от 1 до 190) и мы опубликуем соответствующее номеру произведение. Приятного Вам просмотра, уважаемый читатель!

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!