Майлз Дэвис играет на одной из самых певучих и жгучих труб в современном джазе. Возможно, он не смог бы продержаться 100 часов непрерывной игры, как утверждает его парижский друг, Борис Виан, но у него есть стойкость, драйв и чувство песни, которые отличают великих джазменов. Важной частью этого является ритмическая легкость, с которой он играет, то, что Гил Эванс назвал "неторопливостью" в его работе и "интенсивностью".
Искусный композитор-аранжировщик, он пишет многочисленные партитуры, но в равной степени чувствует себя как дома в импровизации, одной из различных разновидностей джаза, восходящих к ранним устным традициям. Слушая то, что Майлз и группа делают здесь, начиная с коротких набросков (так сказать, дефинирных зон сдерживания), не удивляешься, узнав, что во время визитов домой в Last St. Louis он "подсаживался" на джем-сессии с местной танцевальной группой, или что он исполнял партитуру для французского фильма.
Джаз, этот необычный и американский продукт, вернул импровизации престиж, которым она не пользовалась в оркестровой музыке более двухсот лет. Не менее известный деятель, чем Аарон Копланд (**Music and Imagination'" Harvard U. Press), восторженно писал об этой особенности джаза. "Когда вы импровизируете, - заметил он, - это аксиома, что вы рискуете и не можете предвидеть результат. Когда пять или шесть музыкантов импровизируют одновременно, результат может быть даже случайным. В этом его очарование".
1. So What
2. Freddie Freeloader
3. Blue in Green
Импровизационный формат этой сессии демонстрируется в So What, когда фортепиано и ансамбль в двухнотной фразе объявляют название. Следуя письменному предложению Майлза, Билл Эванс и Пол Чемберс отрабатывают вступление, слегка покачивая его. Пол повторяет пронзительный фоновый мотив с небольшими вариациями, нежными, как ответный зов дрозда. То, что происходит потом, восхитительно описано в замечаниях Билла Эванса (в соседней колонке), к которым, касаясь этого номера, можно добавить, что Майлз подходит к своему соло в знойных, ищущих тонах, которые, в его неизбежной и уникальной манере, придают форму звуку. В прекрасном хоре Колтрейна есть упругость и контроль, а в игре Билла Эванса - упругий, почти испанский ритм.
Freddie Freeloader, чтобы вы не подумали худшего, назван в честь друга. Сольное выступление Майлза, которое следует за припевом Уина Келли, четко очерчено, что создает эффект какого-то сурового достоинства. Соло Джулиана взрывается в беге, как кластеры тонов, а прекрасно сбалансированное соло Колтрейна связывает все композиционно, после чего наступает приятное подведение итогов.
Blue in Green - то, как гармонически разрешается это название, похоже на ноктюрн. Майлз задает настроение, его рожок приглушен, и оно подтверждается в приглушенном хоре саксофонов, в стиле фортепиано Билла Эванса и в басе Пола, разреженном, теплом и ритмом.
1. All Blues
2. Flamenco Sketches
Al Blues, почти мрачный по настроению, взят в медленном темпе, с расширенными соло, и снова Майлз играет на приглушенном рожке. Единство структуры и настроения типизирует номера этого альбома.
Flamenco Sketches хорошо названа, поскольку, хотя она совсем не подражательная, интонации и фразировка Майлза и нерешительные акценты Джимми Кобба на ударных напоминают о Flamenco Sieta (на старом зеленом лейбле Columbia), на котором бесклапанный рожок и барабан вносили свой вклад в музыку процессии. Среди отличных соло выделяется соло Эванса.
Этот набор представляет интерес не только как импровизация в различных условиях, но и как серия исследований звуков. Он отражает озабоченность Майлза тоном и тональными отношениями в группе. - Майлзу приходилось начинать почти без звука. Гил Эванс однажды сказал: "А затем разрабатывать его по ходу дела. звук, подходящий для идей, которые он хотел выразить". "В более поздней беседе с Натом Хентоффом он подробно рассказал об этом: "Качество определенного аккорда, его напряжение или отсутствие напряжения, может заставить его создать звук, соответствующий ему. Он может вложить в ноту свою собственную субстанцию, свою собственную плоть, а затем поставить эту ноту точно на свое место".
Работа с Бердом (Чарли Паркером) и прослушивание Лестера Янга были более важны в долгосрочной перспективе, чем учеба в Джульярде (разумеется, это не означает неуважения к последнему). Неофициальные консультанты Майлза оказали ему более непосредственную помощь в выборе пути, чем кто-либо из преподавателей. "Все помогали мне", - сказал он однажды. Монк выписывал для меня аккорды, Тадд Дамерон и Диззи...". В конце концов я ушел из Джуллиарда. Я понял, что меня не возьмут ни в один симфонический оркестр. И мне пришлось спускаться ночью на улицу, чтобы играть с Бердом или Коулменом Хокинсом, так что я решил пройти этот путь до конца".
Как и Майлз, большинство участников Секстета рано стали тяготеть к ушедшей стороне города. Гордость теноров стимулировала грозную альтовую атаку Джулиана, но он также с радостью познакомился с Бёрдом, который, по его словам, немного изменил ситуацию. В начале своей карьеры Джон Колтрейн играл в коктейль-комбо в Филадельфии, но вскоре он это исправил и был с Гиллеспи в 1949 году, с Майлзом в середине пятидесятых и снова присоединился к нему после периода с Телониусом Монком. Пол Чемберс, один из самых одаренных басистов в джазе, был с Майлзом с 1956 года. Уин Келли играл на своем пианино с двумя кулаками для блюзовых певцов и исполнителей баллад. Он начал привлекать внимание в джазе, работая с Лестером Янгом. Последнее пополнение в группе - Джеймс Кобб, барабанщик, который работал с Дайной Вашингтон и несколько лет назад был в группе Джулиана Аддерли.
Билл Эванс, приглашенный артист Секстета на этой записи, владеет фортепианными тонами, как опытный актер голосом. Его отвлекли от концертных занятий, чтобы заменить в группе подростков, в которой играл его брат. Это положило начало его активному интересу к джазу, но, хотя последний стал занимать большую часть его профессионального времени, его любовь к концертной музыке не умерла. Он работал с Тони Скоттом, Майлзом и другими современными джазменами. Билл изучал музыкальное образование в колледже Юго-Восточной Луизианы, где получил степень бакалавра музыки (фортепиано).
Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!