Известный русский писатель Антон Павлович Чехов не горел страстью к охоте, не любил это занятие, и вообще к оружию был равнодушен. Так почему мы то и дело слышим о «чеховском ружье»? Все его куда-то вешают и это что-то да значит…!
На самом деле речь идет о литературной технике.
«Чеховское ружье» – важный принцип драматургии, согласно которому все элементы повествования должны нести смысловую нагрузку, а лишние детали должны быть удалены.
История ружья Чехова
Как появилось это самое ружье? Вспомним две истории из далекого 1889 года. В ноябре Антон Павлович написал письмо своему товарищу Александру Лазареву-Грузинскому. С самого начала он размышлял о принципах драматургии и обругал монолог, который посчитал излишним в пьесе. Чехов написал знаковую фразу:
«Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать».
Подобную мысль писатель уже высказывал ранее, во время отдыха в Ялте летом того же года. В беседе с публицистом Ильей Гурляндом Чехов сказал такую фразу:
«Если Вы в первом акте повесили на стену пистолет, то в последнем он должен выстрелить. Иначе — не вешайте его».
Сегодня «чеховское ружье» вспоминают тогда, когда в произведении появляются сюжетные дыры. Кроме того, со временем рабочая схема писателя претерпела некоторые изменения, и термином начали называть принцип появления незначительной на первый взгляд детали, которая в конце истории сыграет ключевую роль. Буквально – это «ружье» (элемент), которое «выстреливает».
Возможно, вам будет интересно:
А еще про ружье Чехова сегодня шутят:
- Если у Чехова на стене висит ружье, то оно точно выстрелит.
- Если у Достоевского на стене висит ружье, то им изнасилуют хромую сиротку.
- Если у Фета в начале стиха на стене висит ружье, то в конце с ним обязательно пойдут на охоту в свежий, весенний лесок, где звонким серебром играет водица в ручейке, а птицы! Ох! Ну что за птицы! Взять бы их пение, да заключить в янтарную слезу и унести с собой навсегда!
- Если у Толстого на стене висит ружье, то оно никогда не выстрелит, потому что из-за ненужного описания ружья на 13 страниц весь порох отсырел.
- Если у Лукьяненко на стене висит ружье, то за ним откроется вход в параллельный мир.
- Если у Стивена Кинга висит ружье, то через двадцать семь лет оно повиснет вновь.
- Если у Акунина висит ружье, то оно принадлежало Эрнсту фон Дорну, предку Эраста Петровича Фандорина, чиновника особых поручений при генерал-губернаторе. Из ружья была застрелена Агафья Петровна Смолжевникова, девица тридцати шести лет, вдова.
- Если у Солженицына на стене висит ружьё, то оно непременно принадлежало лагерному узнику, жертве советского режима.
- Если ружье висит у Г. Г. Маркеса, то оно принадлежит несомненно Хосе Аркадии Буэндии. А какому именно — предстоит разобраться.
Читайте наш канал и любите литературу!