Несомненно, о Януше Корчаке, великом польском педагоге, враче, авторе многих книг для детей и о детях, знают многие. О нем много писали и даже сняли фильм.
В сегодняшней заметке расскажу о нем и его соратнице Стефании Вильчинской, о которой, к сожалению, говорят не так часто. Женщина разделила судьбу детей-сирот, как и ее известный коллега.
Знакомство Стефании Вильчинской, еврейки по происхождению, с Янушем Корчаком (Эрш Хенрик Гольдшмит — настоящее имя) состоялось в 1909 г.
Спустя три года они организовали Дом сирот. Вначале им приходилось трудиться практически без отдыха. Искоренить привычки вчерашних беспризорников было непросто. Однако благодаря любви, заботе и вниманию взрослых дети учились жить по-новому.
Когда началась Первая мировая война Корчак, будучи военным врачом, оказался на фронте. С детьми оставалась пани Стефа, так они ее называли, и несколько работников приюта.
Увиденные ужасы войны побудили Корчака к написанию книги «Как любить ребенка», смысл которой в том, что: «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств...».
Когда война закончилась, продолжил педагогическую деятельность, вернувшись к своим воспитанникам.
В 1940 году немцы оккупировали Польшу. Детский дом был переведен в гетто. Близкие, обеспокоенные судьбой Стефании, предлагали ей тайно уехать. Но она отказалась бежать и осталась с коллегами и детьми.
Еврейских детей нацисты считали отбросами общества, подлежащие уничтожению. По этой причине в середине лета 1942 г. фашисты решили депортировать сирот как «непроизводительные элементы». Точное место депортации не называлось, но и без того было понятно, что это будет лагерь смерти.
Команда «Alle Juden raus!» («Все евреи вон!») раздалась с восходом солнца 6 августа. Взрослым предложили уйти, но все проследовали за детьми. Их построили в две колонны и под конвоем повели к ожидавшим товарным составам, в которых затем всех повезли в Треблинку. Во главе первой шел Януш Корчак, держа за ручки двух младших ребятишек, вторую вела Стефания Вильчинская. По пути к вокзалу Януш и Стефания, чтобы не посеять панику среди детей, которым было от 8 до 12 лет и подбодрить, говорили, что их повезут в деревню, где так же хорошо, как в их Доме радости.
Перед погрузкой в вагоны немцы провели перекличку: сто девяносто два ребенка и десять взрослых.
Позже Наум Ремба, очевидец тех событий, вспоминал, что люди, загоняемые в эшелоны, кричали, плакали, молили о пощаде, а сиротские дети шли «со спокойным достоинством»: «Это было похоже не на погрузку в товарные вагоны, а на марш молчаливого протеста против режима убийц... Такой процессии еще не видели человеческие глаза». (Из книги Бетти Лифтон «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака»)
Стефания Вильчинская и Януш Корчак не оставили своих воспитанников, даже когда малышей отправили в газовую камеру лагеря Треблинка. Были вместе. До конца...