Найти в Дзене

"Ромб" из Мексики

Оглавление

Мексика никогда не была крупным производителем оружия и всегда зависела от иностранного импорта. Однако непрерывная гражданская война привела к усилению потребности в производстве собственного вооружения и... к появлению танка.

У всего есть начало...

Правительственная группа, известная как конституционалисты, возглавляемая генералом Венустиано Каррансой, запустила проект строительства заводов для производства оружия на внутреннем рынке в 1915 году. К 1917 году были созданы Военная авиационная школа Escuela Militar de Aviación и национальные авиастроительные заводы Talleres Nacionales de Construcción Aeronáutica (TNCA).

TNCA начала свою работу как небольшая ремонтная мастерская и поставщик запасных частей для мексиканских военно-воздушных сил. Однако, с появлением тяжелой техники, импортируемой из Европы, она постепенно увеличивалась в размерах. В итоге, TNCA начала производить собственные самолеты, включая серию TNCA A-H, а также несколько лицензированных британских и американских самолетов.

Венустиано Карранса
Венустиано Карранса

Между 1916 и 1917 годами майору авиации Альберто Салинасу Каррансе, племяннику Каррансы, приписывают разработку танка, который получил название "TNCA Salinas" в честь завода, где он был построен, и его конструктора, Салинаса. Танк более известен как «Танк Салинас».

Известно мало о причинах создания данного танка. К 1917 году гражданская война и консолидация власти Каррансы в Мексике были практически завершены. И в отличие от сражений Первой Мировой войны, боевые действия в Мексике не ограничивались траншеями, а происходили на обширных равнинах и пустынях в центре и на севере, где была важна конная мобильная война, а в джунглях юга - партизанская война. Танковая технология в то время была недостаточно продвинута, чтобы танки могли преодолевать такие большие расстояния и сражаться в этой типично мобильной войне. Танк больше подходил для многочисленных городских сражений, которые происходили во время революции, и для подавления восстаний в городах.

-2

Однако танки были новым явлением, которые успели себя показать, и государства по всему миру стремились освоить эту технологию. Мексика не оставалась в стороне, и в условиях военного времени, которое стимулировало технологические инновации, инженеры, такие как Салинас, были энергичны и искусны в развитии своих идей.

"Лепили" по фото из газет

Внешне танк напоминает ранние британские «ромбы», такие как Mk. I, с гусеницами, окружающими корпус и покрывающими всю длину машины. Однако его основное орудийное положение было разработано в соответствии с современным французским дизайном Сен-Шамон.

По обе стороны танка были спонсоны, которые могли быть использованы для установки дополнительного вооружения, включая пулеметы (в отличие от британских танков, где основное вооружение располагалось на спонсонах). На крыше танка была установлена большая кабина, подобная тем, что использовались на Mk.V (и других более поздних «ромбовидных» танках), которая была предназначена для водителя и командира.

Команда танка «Генералъ Дроздовскій». Сентябрь 1919.
Команда танка «Генералъ Дроздовскій». Сентябрь 1919.

Судя по фотографиям, перед каждым спонсоном была дверь, предназначенная для доступа к экипажу. Однако в боевых условиях эта конструкция имела серьезный недостаток: пулеметы не могли стрелять вперед, если дверь использовалась, а члены экипажа были уязвимы, если они покидали танк в середине боя через дверь, которая была направлена вперед.

Детали бронирования не были описаны, но учитывая размеры танка TNCA Salinas (около 7 метров в длину и 20 тонн веса) и аналогичный танк Mk.I (7,9 метров в длину и 27-29 тонн веса) с броней 6-15 мм, можно предположить, что броня TNCA Salinas имела толщину от 6 до 12 мм. Броня была заклепана, и судя по фотографиям, была закреплена на внутренней раме.

Без орудия
Без орудия

Передняя верхняя часть корпуса имела большой квадрат, через который стреляла пушка. Возможно, что пушка не была встроена в корпус, а скорее смонтирована внутри, и оригинальный оружейный щит пушки использовался для внутренней защиты. В некоторых источниках упоминается 37-мм револьверная пушка Хотчкисса в качестве основного вооружения, состоящая из пяти стволов (пушке почти полвека стукнуло). Это орудие было точным и быстро перезаряжалось, но имело свои недостатки, такие как небольшая дальность стрельбы и большой вес, поскольку оно было предназначено в основном для использования на кораблях или береговой обороне (хотя во время войны оно использовалось как полевая артиллерия). Каждый снаряд весил около 1,1 кг, а начальная скорость оружия составляла 455 м/с. «Ружье» могло пробить 45 мм стали с близкого расстояния.

Пушка Гочкиса на позициях германских войск. Восточный фронт Первой мировой войны.
Пушка Гочкиса на позициях германских войск. Восточный фронт Первой мировой войны.

Внутри танка должна была находиться команда из 6-8 человек: командир, водитель, 2-3 члена экипажа для управления основным орудием спереди и 2 пулеметчика (по одному с каждой стороны). Потенциально восьмым членом экипажа мог быть инженер, но это не указывалось.

Информация о двигателе разнятся, но предполагается, что это был бы дизельный двигатель мощностью около 90-100 л.с. Все имеющиеся источники указывают на возможность использования 6-цилиндрового двигателя Aztatl мощностью 80 л.с. - первого авиационного двигателя местного производства в Мексике, который был впервые произведен в 1917 году. Кроме того, в то время в Мексике могли использоваться двигатели Hispano-Suiza мощностью 150 л.с., Wright мощностью 60 л.с. и Renault мощностью ~60 л.с. для самолетов. Однако более вероятно, что в танке использовался двигатель от грузовика, который был более доступен в то время.

Вероятно, Альберто Салинасу Каррансе со своим детищем
Вероятно, Альберто Салинасу Каррансе со своим детищем

Однако невозможно с полной уверенностью сказать, был ли установлен двигатель на танке. На немногих имеющихся изображениях этой боевой машины нет никаких признаков ее движения, поэтому возможно, что желаемый двигатель никогда не был установлен.

Также имеется очень мало информации о том, что произошло с танком. Существует предположение, что танк мог использоваться в бою дважды - в период между 1919 и 1921 годами на последних этапах Мексиканской революции, и в 1926 году при подавлении католических клерикальных повстанцев во время войны Кристеро (1926-1929). Однако, поскольку нет никаких доказательств подтверждающих эти предположения, они останутся лишь догадками.

Компания TNCA в конечном итоге была приобретена компанией Canadian Car and Foundry. Однако до этого компания находилась в упадке из-за отсутствия государственных инвестиций и предпочтения иностранным самолетам.

...и конец

Срок службы «Танка Салинас» истек в 1930-х годах, после чего он был переделан в караульное помещение или контрольно-пропускной пункт за пределами авиабазы в Бальбуэне, недалеко от Мехико, где он был первоначально построен.

Судьба танка остается неизвестной, но вероятно, он был отправлен на утилизацию в какой-то момент. До 1938 года Мексика не имела других танков, пока не были приобретены девять танков Marmon-Herrington CTVL из США.

Да, это танк. Да, его сделали в США в 1937 году. Да, это кто-то его купил
Да, это танк. Да, его сделали в США в 1937 году. Да, это кто-то его купил

Хотя TNCA Salinas никогда не был задуман как танк новой концепции, он стал важным событием в истории танкостроения, так как был первым танком, разработанным и построенным за пределами Европы. К сожалению, мало известно о танке, и почти нет научных исследований о его истории и развитии, что несправедливо для такого важного исторического объекта.

Дизайн танка демонстрировал, что мексиканские инженеры и элита были не только информированы о событиях в Европе, но и могли объединить различные идеи, такие как ромбовидный дизайн и направленное вперед основное орудие, не установленное на спонсонах, в одном танке, соответствующем их собственным потребностям. Однако неизвестно, насколько хорошо Tanque Salinas работал, если он вообще работал, и, вероятно, он никогда не использовался в боевых или учебных операциях.