Найти тему
Издательство MAK.arcanes

Может ли психолог давать советы?

Оглавление

Знаете ли вы о том, что такое экспертное психологическое консультирование? Можно ли вообще считать психолога экспертом? Наконец, экологично ли давать советы клиенту?

Дисклеймер: данная статья рассматривает психологическое консультирование, более легкую ступень работы психолога с клиентом. Здесь не идет речь о психотерапии, несмотря на то, что многие замечания справедливы и для нее.

Зачем человеку психолог

Начнем с того, зачем клиенты приходят на сеанс. Универсального ответа нет. Иногда люди говорят, что им нужна инструкция, как жить. Другие признаются, что запутались, не знают, как поступить – совета они не просят, а просто хотят структурировать свои мотивы, когниции и переживания. Некоторых клиентов вообще заносит волей их родных, а это отдельная история. У последних есть четкая цель, но нет понимания, как до нее добежать. Из таких даже абстрактных примеров видно, что случай клиента индивидуален уже на моменте ожиданий от работы.

Далее собираем контексты проблемы: все, что непосредственно связано с трудностью, и намного больше – какие-то фрагменты из жизни, которые приходят в голову, но для клиента являются незначимыми.

  • Спойлер: иногда «неважные» факты становятся ключевой информацией для помощи человеку. На этом этапе психолог уже твердо уверен: у клиента особенная ситуация. Если такого чувства не возникает, то стоит задуматься, а не началась ли профессиональная деформация.

Что психолог говорит клиенту

Нас учат выдвигать гипотезы и наводящими вопросами их проверять. Сказывается ли депрессия на нежелании клиента ходить на работу? Может, у него проблемы, потому что он много сил тратит на общение с коллегами (проверяем, как дела с социализацией)? А сколько часов человек спит, отдыхает? А кем он вообще мечтал стать по профессии? Сплошные вопросы, на которые отвечают, как правило, сами клиенты.

Но психолог не всегда страдает одной лишь любознательностью. Он еще может перефразировать речи клиента. Это важно. Во-первых, надо убедиться, что понимаешь человека. Во-вторых, значимо сделать так, чтобы и клиент услышал сам себя.

– Вам трудно заговорить с коллегой первым, – говорит специалист.
– Есть такое, – отвечает клиент.
– Да нет, вроде бы, – говорит другой человек, – меня просто раздражают мои коллеги.

Психолог может быть и прав, и не прав, говоря такую трактовку. Если он перефразирует слова клиента, то он прав. А если он утверждает свое предположение, то он не прав. Разберем два таких случая:

Случай 1. Речь клиента:

Я прихожу на кухню утром заваривать чай. Стою. Заходят ребята из отдела, и я прижимаюсь к стене, чтобы не путаться под ногами. Я даже пакетик с чаем могу выбросить раньше времени, чтобы не стоять возле шкафа долго. И я обычно не говорю с ними в этот момент, потому что они заняты своими делами, а у меня не получается что-то говорить. И так постоянно. По работе, допустим, тоже надо подойти к шефу, но какой-то дискомфорт возникает. Я часто жду, пока он сам не спросит.

В этом примере уместно сказать: «Правильно ли я понимаю, что вам трудно заговорить с коллегой первым?» – потому что это парафраз. Ничего нового сюда психолог не привнесет. И тем самым смысл останется тем же самым, как и в уме клиента.

Случай 2. Речь другого клиента:

Я прихожу на кухню утром типа заварить чай, но на самом деле, чтобы не сталкиваться в коридоре с их физиономиями. Когда кто-то заходит на кухню, я стараюсь, молча, как можно быстрее, сбежать на свое рабочее место. В большинстве случаев прокатывает, и ни с кем разговаривать не приходится. И с шефом я не говорю, пока он сам не спросит, как идут дела. Моя воля – вообще с ними бы не общался.

И тут психолог вновь говорит: «Вам трудно заговорить с коллегой по работе». Теперь это уже не парафраз, а газлайтинг. Смотрите: когда клиент об этом говорит, он не чувствует себя ущемленным, неполноценным, больным или еще чего похуже. А после такого замечания от "профи" почувствует. Не всегда, но риск есть.

  • Да, у него есть какая-то неприязнь к коллективу. Но психолог еще не убедился, что клиент видит в этом проблему. Зато он сходу озвучивает ему свой вывод, вывод о том, что у клиента есть проблемы в общении. Откуда такой вывод? Из гипотезы? Никто не знает, чем бы руководствовался такой психолог, но вот сомнения у клиента он вероятно разовьет. А это уже газлайтинг.

Газлайтинг – это вредные советы, простыми словами, или навязывание человеку мнения о том, что он ненормальный, нехороший, нездоровый и еще много всего негативного. Такое поведение демонстрируют консультанты, которые считают себя экспертами в том, как надо жить. Будто бы серьезное образование и большой опыт – это основания считать себя мастером владения чужой жизнью.

Так называемое экспертное психологическое консультирование – это в некоторых случаях сеанс жутких интервенций и скрытого газлайтинга. Вот мы нашли еще одно понятие. Интервенция в консультировании – это вмешательство психолога в поведение клиента. Оно происходит в виде навязывания своего мнения, подсовывания своей картины мира (как должно быть), в виде манипуляций с целью изменить решение. Жутко, правда? Вроде бы, пришел, чтобы разобраться в себе и получить ответы, а тут про тебя такого наговорили – вовек не отмоешься. Да еще и заставят выбрать, то что тебе не нужно.

Радость в том, что вредный совет не обязательно соблюдать. Психолог не должен скрывать информацию от клиента, зачем он предлагает совершить то или иное действие. Если человеку оно кажется неадекватным, то он имеет право отказаться от такой помощи.

Можно сделать вывод, что давать советы психолог не должен, если на самом деле он хочет помочь. При этом не надо путать советы с информированием. Психологическое информирование – это передача клиенту знаний о психологии. Не путайте одно с другим.

  • Рассказать клиенту про способы борьбы с переутомлением – это информирование.
  • Сказать человеку, чтобы он разводился с женой, садился на диету или менял место работы – это совет. Такие решения человек должен принимать сам (как минимум, не по совету психолога).

Почему информировать клиента экологично, а давать советы нет?

Потому что экспертность психолога заключается как раз в теории психологии. Знания о различных техниках, упражнениях, книгах – это то, чему его учили в ВУЗе. Но никто не обучает психологов картине мира своих клиентов. Представьте, как много нужно знать, чтобы считать себя экспертом в каком-то вопросе. А как быть экспертом в чьем-то жизненном опыте? Нужно прожить всю жизнь глазами и ушами клиента, прожить его чувства и мысли, при этом умудриться понять в разы больше, чем сам человек – это нереально.

Работа с МАК

Чтобы избежать интервенций и газлайтинга нужно внимательно выбирать методы психологической работы. Один из экологичных способов проходить психологическую консультацию – использовать техники метафорических ассоциативных карт.

Сильная сторона такого подхода: можно работать как с психологом, так и самостоятельно по инструкции выполнять некоторые расклады. Грамотный специалист по МАК не будет трактовать образы на карточках вместо клиента. Тогда человек погрузится в собственный миф и благодаря ассоциациям придет к тому, чего раньше не мог осознать.

С помощью метафорических карт можно узнать много нового, подчас неожиданного – и все это без советов со стороны. В этом процессе участвует только человек и его подсознание.

Вот пример одной техники.

Техника "Ожидание и реальность"

1. Задайте себе или клиенту первый вопрос:

«Какими я вижу идеальные отношения?»

Теперь тот, у кого спросили, должен в открытую или в закрытую вытянуть карту из колоды "Любовь". Выпавшую карту нужно проверить на «истинность» желаний. Далеко не всегда то, что мы считаем для себя идеальным, приносит нам счастье на самом деле. Для проверки достаньте из любой универсальной или портретной колоды карту, отвечающую на вопрос:

«Как я себя буду чувствовать в таких взаимоотношениях?»

2. Далее вслепую (теперь нельзя подсматривать) достаем карту, отвечающую на вопрос:

«Какие отношения я привлекаю в свою жизнь в реальности?»

Перед тем как заглянуть в карту, можно вновь произвести проверку. Достать из любой универсальной или портретной колоды карту, отвечающую на вопрос:

«А как я чувствую себя в этих отношениях?»

3. Карты вскрыть и обсудить. Какие вы видите противоречия между ожиданиями и реальностью? Нравится ли вам то, что вы видите? Если не нравится, то что именно и почему? В каких отношениях вы будете чувствовать себя лучше? Почему? Сделать соответствующие выводы.

4. Если еще остались вопросы, можно в открытую достать из колоды карту, отвечающую на вопрос:

«Какие отношения мне нужны на самом деле?»

Эту карту также можно проверить при желании, чтобы убедиться в том, что вы сами себя не «обманываете». Если в ходе проверки все же вышла негативная карта, то продолжаем искать в колоде «Любовь» такой образ, который станет идеальным. Спросите себя, почему у людей на карте все идеально? Быть может, это и ваш идеал тоже?

-2

Карты из колоды "Женщина" и "Мужчина"

В наборе есть еще две колоды: «Мужчина» и «Женщина». Они идут в комплекте с "Любовью". Когда вы обнаружите проблемную область в отношениях, потребуется, чтобы клиент проанализировал себя и своего партнера. Так же колоды вполне подойдут для анализа образа своей идеальной второй половины. То есть помогут в активном поиске парня или девушки.

  • Женщины для анализа образа Я используют колоду «Женщина». Мужчины, соответственно, – колоду «Мужчина».
  • Чтобы понять, как выглядит идеальный партнер человека, он должен работать с колодой противоположного пола.

Как мы видим, МАК помогают человеку найти ответы на важные вопросы и даже принять решение. И все это обнаруживается внутри самой личности. Специалисту даже не приходится тратить ресурсы на то, чтобы что-то решать проблему за клиента.

© Иван Чернецкий, специально для Издательства MAK.arcanes