Найти тему

Устройство мира в Учении Будды

А из чего состояло Учение Будды, если попытаться суммировать его в наиболее общей форме?

Во-первых, он предложил несколько вариантов представления о мире — не «объективных» космологий, а мира переживаемого, субъективного. Космологиями Будда не занимался.

Сначала, по его совету, мы рассматриваем мир в самой простой форме, через призму пяти совокупностей, пяти скандх. Туда входят:

• рупа-скандха, что обычно переводят как «форма», — это сфера «материальных» образов чувственного восприятия;
• ведана-скандха — это эмоционально окрашенные ощущения;
• самджня-скандха — сфера распознавания образов;
• санскара-скандха — очень сложное понятие (Щербатской переводил санскары как «синергии», и я далее по возможности буду следовать его переводу), куда входит много различных дхарм, связанных с кармой, с энергиями, которые заставляют нас делать то или другое;
• виджняна-скандха — обычно её переводят как «сознание».

Важно понимать, о чём здесь идёт речь. Ведь эти пять скандх мы привыкли рассматривать как психофизические составляющие человеческой личности. Но на самом деле в буддизме мы и не занимаемся ничем другим, кроме человеческой личности, и весь мир, о котором мы говорим и о котором беспокоимся, представлен нам не иначе как совокупность всех наших восприятий, мыслей и эмоций — через пять скандх. Поэтому пять скандх для нас тождественны всему миру, пять скандх, пять совокупностей — это всё, что у нас есть.

Чуть более развёрнутое изложение — это объяснение мира через 12 «источников сознания», 12 аятан. К числу аятан относятся пять органов чувств и ум, который в индийской традиции тоже входит в число органов чувств, а также пять сфер восприятия органов чувств, таких, как зримое, слышимое, вкушаемое и т.д. А объектом ума являются дхармы — явления, то есть сфера восприятия ума — это дхармы. Итого их 12. Таким образом, мы можем говорить о мире как о том, что воспринимается через пять органов чувств и ум. Это тоже описание всего мира, а не просто нашего субъективного мира.

Я хочу подчеркнуть, что субъективное описание мира не значит, что он существует только субъективно. Просто Дхарма, Учение Будды не занимается онтологией как таковой, то есть изучением, из чего устроен мир, вечен он или не вечен, конечен или бесконечен, — это не тема буддизма. Когда Будде задавали такие вопросы, он на них отвечал молчанием. Будда объяснял ученикам своё молчание тем, что эти вопросы не относятся к Дхарме, не ведут к очищению, не ведут к отречению, не ведут к упокоению омрачений, не ведут к нирване. Поэтому он и не учит этим темам.
Ананда тогда спросил, а чему же учит Бхагаван, и Бхагаван ответил: «Я учу тому, что есть страдание, есть причина страдания, есть прекращение страдания, есть путь, ведущий к прекращению страданий, — вот чему я учу».

То есть учение Будды — это учение о прекращении страданий, а не о том, как устроены сверхновые звёзды, чёрные дыры и т.д. Буддизм — не астрономия, не физика и не медицина.

То, о чём мы говорим в буддизме, это мир воспринимаемый. Он может быть представлен через пять скандх или через 12 источников (аятан), и ещё через 18 классов элементов (дхату). В число 18-ти классов элементов входят те же 12 аятан, источников сознания, и к ним добавляется ещё шесть специализированных сознаний: пять специализированных сознаний, которые воспринимают сигналы органов чувств, и шестое — сознание ума.

Это то, что Будда говорил об устройстве мира.

— А.А. Терентьев. Из книги
"Беседы о пустоте"