Столкнувшись с сокращением поставок и даже уходом автомобильных брендов после введения санкций, Россия взяла курс на развитие собственного автопрома. Ставка сделана на электромобили — в них меньше деталей, и наладить их производство проще. Ключевой компонент — это батарея. Делают ее из металлов, которые уже называют «батарейными» — никель, кобальт, марганец, медь, алюминий и, конечно, литий. У России нет сложностей с самообеспечением никелем, кобальтом, медью и алюминием. Марганец импортируется из нескольких источников. Главная проблема — литий. Рассказываем, как Россия ее решает. Сейчас в России литий не добывают, и самообеспеченность им — это проблема, которая осознается и решается.
Российское правительство оценивает потребности страны примерно в 3 тыс. тонн — столько было импортировано в 2021 году в виде различных соединений металла. Правда, часть импорта потом экспортируется в виде других соединений. Внутренние потребности России в литии составляют 400–700 тонн. Литий используется в атомной энергетике, для создания систем накопления энергии, а также при производстве шлакообразующих смесей для ковшей и смазок для горнорудных производств.
Планы наладить собственное производство есть. «Ускоренная реализация комплекса мер поддержки проектов развития по добыче литиевых руд в 2023–2030 годах на участках Завитинского, Полмостундровского, Ковыктинского, Ярактинского и Колмозерского месторождений позволит в значительной степени обеспечить внутренние потребности в литиевом сырье», — говорится в Стратегии развития металлургической промышленности РФ на период до 2030 года, принятой в декабре прошлого года.
Все перечисленные объекты сложны для отработки. Например, Завитинское — это уже отработанное месторождение. Литий здесь добывали с 1941 по 1997 годы. Сейчас речь идет об извлечении лития из отходов производства, Красноярский химико-металлургический завод оформляет лицензию.
Ковыктинское месторождение — крупнейшее на востоке России газовое месторождение. Литий содержится в попутных рассолах, и о его добыче разговоры шли уже несколько лет. В 2022 году процесс ускорился, и Ковыктинское было запущено в эксплуатацию в конце декабря 2022 года.
Полный материал читайте на сайте «Росатом Newsletter»: https://clck.ru/33jYzz