От этого романа оторваться невозможно. И быстро он не отпустит – будет вспоминаться, перечитываться, может даже сниться.
Элайза Грэнвилл сумела создать тончайшую, изящную вещь, как будто бы сплетённую из чёрной паутины. Невероятная смесь сказки, готики и жесточайшей реальности.
В романе две сюжетные линии, которые до самого конца не пересекаются, но одна из них впадает в другую, как ручей в реку.
Героиня первой сюжетной линии – маленькая девочка Криста. Она живёт в 40-х годах ХХ века в пригороде Берлина. Её мама погибла, а отец – врач, вполне обеспеченный человек, содержащий целый дом с прислугой. Кристе говорят, что её папа работает в зоопарке, но почему-то её ни разу в этот зоопарк не сводили. Криста – очень избалованная девочка, может вести себя грубо, плохо, даже неадекватно, так что некоторые даже думают, что у неё имеются психические отклонения. Больше всех в доме она привязана к кухарке Грете, которая тоже весьма странная женщина. Она рассказывает Кристе сказки, но сказки очень страшные, иногда настолько страшные, что сама даже не может найти подходящих для ребёнка слов, чтобы как-то обозначить происходящее в её сказках. Но Кристе сказки нравятся. Она ещё не знает, что иногда они могут сбываться. Когда её отец умирает, она попадает в самую страшную сказку в своей жизни. И, возможно, только умение уходить из реальности в выдуманный мир помогает ей остаться в живых.
Вторая сюжетная линия охватывает немного другое время – самый конец 19 века, Австрия, Вена. Действующие лица – вполне реальные люди – психиатр, учитель Фрейда Йозеф Бройер, его пациентка Берта Паппенхейм, другие реально существовавшие люди. Однажды к Бройеру попадает очень странная пациентка – неизвестно кто, неизвестно откуда, да ещё и пророчествует о будущем. Психиатр пытается выяснить происхождение девушки и тем самым навлекает беду на свой дом.
А дальше события начинают развиваться, переплетаться так, что уже непонятно, где кончается сказка и начинается реальность, действующие лица из реальной жизни превращаются в героев страшных сказок, и уже не понять, что страшнее – сказки или жизнь.
Развязка романа хоть и вполне благополучная, но всё равно страшная, потому что… не буду открывать сюжетные линии, скажу лишь одно ключевое слово – Равенсбрюк.
Чем ещё хорош роман, так это тем, что при его прочтении, несмотря на многочисленные сноски (кстати, расположенные крайне неудобно, в конце книги), приходилось открывать Википедию, чтобы уточнить имена, даты, факты.
Об авторе в интернете практически ничего нет. Удалось лишь выяснить, что Элайза Грэнвилл живет на западе Англии. Ее первый (и как я поняла, пока единственный) роман был опубликован в Великобритании и США в 2014 году, а в нашей стране в 2015 году. В настоящее время писательница работает над новым романом.
Этот материал был ранее размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/manuscripts/027B58D962066F24.html