Найти тему
Ловец слов

Загадка клятвы и проклятия

Оглавление

Мне очень нравятся загадки слов, они напоминают криптологические детективы, в которых разгадывается какая-то спрятанная древняя тайна. И стоит начать её распытывать, открывается такое множество интересных фактов, хоть целый роман пиши. И часто погрузившись в эти «интересности», понимаешь, что загадка-то осталась неразгаданной, слово так и сохранило свою тайну. Но сколько нового удалось узнать! Вот, например, есть два слова: «клятва» и «проклятие». На первый взгляд, они имеют совершенно разный, даже противоположный смысл. Но ведь слова-то явно однокоренные и родственные. Как так получилось? Сначала обратимся к этимологическим словарям, чтобы выяснить происхождение этих слов.

 «Клятва князя Пожарского» (2008). Художник Василий Нестеренко
«Клятва князя Пожарского» (2008). Художник Василий Нестеренко

Виражи этимологии

Действительно, оба эти слова происходят от одного общеславянского корня kleti — «клять», «клясть» со значением «ругать», «желать неприятностей», «проклинать». Можно вспомнить выражение «клял на чём свет стоит». Слово «клятва» — это отглагольное существительное от «клять», оно обрело суффикс «в» и окончание «а». Сейчас в отглагольных существительных суффикс «в» сменился на суффикс «б», например, в словах: «косьба», «пастьба», «резьба». Однако сходство со словом «клятва» очевидно.

Получается, что «клятва» — это и есть пожелание неприятностей. Кому? Оказывается, себе. Вспомним еще один глагол: «клясться», то есть клясть –ся — «клясть себя» Странно? И правда, странно — зачем желать себе зла?

Но прежде чем мы займёмся этой странностью, разберёмся с «проклятием». Тоже отглагольное существительное от глагола «клять», точнее, «кляти» (что делать?), но ещё и с приставкой «про», как у слов: «прохождение», «проживание», «прочтение». Приставка «про» имеет много значений, но здесь подходит «действие, доведённое до логического конца», как «прочтение книги», «прохождение игры», «проедание последних денег».

Эринии - духи проклятия и мести в древнегреческой мифологии. Рисунок Мэри Эванс.
Эринии - духи проклятия и мести в древнегреческой мифологии. Рисунок Мэри Эванс.

Следовательно, «проклятие» — это особая вербальная (речевая) формула, которая гарантирует, что желаемые человеку неприятности точно произойдут. Недаром же проклятие всегда считалось магическим действием.

Итак, с происхождением разобрались, но понятнее не стало. Связи между «клятвой» — торжественным обещанием, даже обетом — и «проклятием» — пожеланием неприятностей не обнаруживается. Если не считать, что человек клянется доставить кому-то неприятности.

По одной из версий, слово «клятва» происходит от глагола «кланяться», потому что в прошлом, когда приносили клятву, то обязательно кланялись или преклоняли колени. Возможно, и так, но это никак не объясняет связь клятвы с проклятием, особенно с проклятием себя. Ну, что же, если в разгадке нам не помогла этимология, то обратимся к истории.

Немного истории древних клятв и проклятий

Мы с вами знаем, что значения слов с течением времени иногда сильно изменяются, поэтому посмотрим на слова «клятва» и «проклятие». И в прошлом они означали то же самое, что в наше время. Забылся, потерялся в истории лишь небольшой нюанс, который и придавал слову «клятва» совсем иной смысл. Какой?

Обратимся к Библии, как историческому источнику, который не только доступен каждому (можно проверить цитату), но и почти не менялся за последние 3,5 тысячи лет со времени написания первых книг Торы. В Библии можно часто встретить эпизоды, когда приносятся клятвы, и все эти клятвы связаны с готовностью людей понести кару за их нарушение. Например, в 1-й книга Царств Давид клянётся перед народом: «… то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если я до захода солнца вкушу хлеба или чего-нибудь». Обратите внимание — общей фразой «то и то» заменяется сам текст клятвы, перечисление тех кар, которые совершит Бог в отношении клятвопреступника». Почему так? Видимо, из-за страха, что произнесённое, тем более написанное станет реальным. Так бывало именно с проклятием, если его озвучить, то проклятый от него уже не избавится, оно станет явным.

«Клятва рыцаря». Художник Эдмунд Лейтон Акколада
«Клятва рыцаря». Художник Эдмунд Лейтон Акколада

У древних евреев клятва чаще всего сводилась к формуле «жив Господь», то есть живой Бог покарает меня , если я солгу, но порой клялись и жизнью царя или лица, которому давали клятву. Например, Урия клянётся Давиду: «Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю» (2 Цар. 11:11). Во многих вавилонских документах участники договора клянутся одновременно и божествами, и царём, таким образом, вероятно, подкрепляя предполагаемое мистическое возмездие юридическим. А Иосиф, уже будучи управляющим всего Египта, перед своими братьями клянётся жизнью фараона: «…клянусь жизнью фараона, вы не выйдете отсюда, если не придёт сюда меньший брат ваш…» (Быт. 42:15).

Видимо, клятва жизнью правителя предполагала, что клятвопреступник понесёт наказание такое же, как покушающийся на жизнь государя. В древности принесение клятвы сопровождалось разными ритуалами, в том числе кровавыми. Причём не только жертвоприношениями животных и даже людей, нередко клянущийся наносил раны себе и клялся собственной кровью.

Для народов древности клятва была сакральной, священной, обладала магической силой, поэтому у многих народов и до сих пор слова «клятва», «заклятье», «проклятие» родственные. Это относится не только к русскому языку, но и к шумеро-аккадскому, ивриту, грузинскому, персидскому, латыни. В английском языке слово oath («клятва») может переводиться также как «проклятие» и «ругань».

"Клятва Горациев" (фрагмент). Художник Жак Луи Давид
"Клятва Горациев" (фрагмент). Художник Жак Луи Давид

Вообще, клялись в древности не только своей жизнью и жизнью государя, но и другими дорогими людьми. Думаю, все вспомнили «Мамой клянусь!». Теперь это просто расхожее выражение,присущее людям определённой национальности. А в далёкой древности поклясться матерью, своими детьми, дорогим человеком означало поставить их под удар проклятия. Ведь в случае нарушения клятвы божественная кара падёт на того, кем клянутся. Поэтому и можно прочитать в книгах о старых временах, что от героя требовали поклясться жизнью своих детей. Ведь угроза божественной кары в отношении дорогих людей работала эффективнее.

Даже если в формуле клятвы-заклятия имя Бога не упоминается, то он подразумевается, так как в древности любая клятва предполагала выбор в качестве гаранта Бога или какого-то сильного сверхъестественного существа. Христиане, например, могли поклясться Богородицей (девой Марией), пророком Ильёй и т. д. Поэтому клятва, как и произнесение проклятия, осуждалась, если произносилась без крайней необходимости.

Таким образом, клятва – это не просто обещание, а призыв на свою голову кары, если обещание не будет выполнено. Принося клятву, человек как бы проклинал себя, произносил заклятье, которое вручало судьбу клянущегося в руки Бога. Этот человек становился проклятым самим собой.

Теперь связь между словами «клятва» и «проклятие» стала понятнее. Есть ещё выражение «заклятый враг» — это не только человек, на голову которого призывают проклятия, это враг на всю жизнь, враг, с которым человек поклялся сражаться до самой смерти.