Мне очень нравятся загадки слов, они напоминают криптологические детективы, в которых разгадывается какая-то спрятанная древняя тайна. И стоит начать её распытывать, открывается такое множество интересных фактов, хоть целый роман пиши. И часто погрузившись в эти «интересности», понимаешь, что загадка-то осталась неразгаданной, слово так и сохранило свою тайну. Но сколько нового удалось узнать! Вот, например, есть два слова: «клятва» и «проклятие». На первый взгляд, они имеют совершенно разный, даже противоположный смысл. Но ведь слова-то явно однокоренные и родственные. Как так получилось? Сначала обратимся к этимологическим словарям, чтобы выяснить происхождение этих слов.
Виражи этимологии
Действительно, оба эти слова происходят от одного общеславянского корня kleti — «клять», «клясть» со значением «ругать», «желать неприятностей», «проклинать». Можно вспомнить выражение «клял на чём свет стоит». Слово «клятва» — это отглагольное существительное от «клять», оно обрело суффикс «в» и окончание «а». Сейчас в отглагольных существительных суффикс «в» сменился на суффикс «б», например, в словах: «косьба», «пастьба», «резьба». Однако сходство со словом «клятва» очевидно.
Получается, что «клятва» — это и есть пожелание неприятностей. Кому? Оказывается, себе. Вспомним еще один глагол: «клясться», то есть клясть –ся — «клясть себя» Странно? И правда, странно — зачем желать себе зла?
Но прежде чем мы займёмся этой странностью, разберёмся с «проклятием». Тоже отглагольное существительное от глагола «клять», точнее, «кляти» (что делать?), но ещё и с приставкой «про», как у слов: «прохождение», «проживание», «прочтение». Приставка «про» имеет много значений, но здесь подходит «действие, доведённое до логического конца», как «прочтение книги», «прохождение игры», «проедание последних денег».
Следовательно, «проклятие» — это особая вербальная (речевая) формула, которая гарантирует, что желаемые человеку неприятности точно произойдут. Недаром же проклятие всегда считалось магическим действием.
Итак, с происхождением разобрались, но понятнее не стало. Связи между «клятвой» — торжественным обещанием, даже обетом — и «проклятием» — пожеланием неприятностей не обнаруживается. Если не считать, что человек клянется доставить кому-то неприятности.
По одной из версий, слово «клятва» происходит от глагола «кланяться», потому что в прошлом, когда приносили клятву, то обязательно кланялись или преклоняли колени. Возможно, и так, но это никак не объясняет связь клятвы с проклятием, особенно с проклятием себя. Ну, что же, если в разгадке нам не помогла этимология, то обратимся к истории.
Немного истории древних клятв и проклятий
Мы с вами знаем, что значения слов с течением времени иногда сильно изменяются, поэтому посмотрим на слова «клятва» и «проклятие». И в прошлом они означали то же самое, что в наше время. Забылся, потерялся в истории лишь небольшой нюанс, который и придавал слову «клятва» совсем иной смысл. Какой?
Обратимся к Библии, как историческому источнику, который не только доступен каждому (можно проверить цитату), но и почти не менялся за последние 3,5 тысячи лет со времени написания первых книг Торы. В Библии можно часто встретить эпизоды, когда приносятся клятвы, и все эти клятвы связаны с готовностью людей понести кару за их нарушение. Например, в 1-й книга Царств Давид клянётся перед народом: «… то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если я до захода солнца вкушу хлеба или чего-нибудь». Обратите внимание — общей фразой «то и то» заменяется сам текст клятвы, перечисление тех кар, которые совершит Бог в отношении клятвопреступника». Почему так? Видимо, из-за страха, что произнесённое, тем более написанное станет реальным. Так бывало именно с проклятием, если его озвучить, то проклятый от него уже не избавится, оно станет явным.
У древних евреев клятва чаще всего сводилась к формуле «жив Господь», то есть живой Бог покарает меня , если я солгу, но порой клялись и жизнью царя или лица, которому давали клятву. Например, Урия клянётся Давиду: «Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю» (2 Цар. 11:11). Во многих вавилонских документах участники договора клянутся одновременно и божествами, и царём, таким образом, вероятно, подкрепляя предполагаемое мистическое возмездие юридическим. А Иосиф, уже будучи управляющим всего Египта, перед своими братьями клянётся жизнью фараона: «…клянусь жизнью фараона, вы не выйдете отсюда, если не придёт сюда меньший брат ваш…» (Быт. 42:15).
Видимо, клятва жизнью правителя предполагала, что клятвопреступник понесёт наказание такое же, как покушающийся на жизнь государя. В древности принесение клятвы сопровождалось разными ритуалами, в том числе кровавыми. Причём не только жертвоприношениями животных и даже людей, нередко клянущийся наносил раны себе и клялся собственной кровью.
Для народов древности клятва была сакральной, священной, обладала магической силой, поэтому у многих народов и до сих пор слова «клятва», «заклятье», «проклятие» родственные. Это относится не только к русскому языку, но и к шумеро-аккадскому, ивриту, грузинскому, персидскому, латыни. В английском языке слово oath («клятва») может переводиться также как «проклятие» и «ругань».
Вообще, клялись в древности не только своей жизнью и жизнью государя, но и другими дорогими людьми. Думаю, все вспомнили «Мамой клянусь!». Теперь это просто расхожее выражение,присущее людям определённой национальности. А в далёкой древности поклясться матерью, своими детьми, дорогим человеком означало поставить их под удар проклятия. Ведь в случае нарушения клятвы божественная кара падёт на того, кем клянутся. Поэтому и можно прочитать в книгах о старых временах, что от героя требовали поклясться жизнью своих детей. Ведь угроза божественной кары в отношении дорогих людей работала эффективнее.
Даже если в формуле клятвы-заклятия имя Бога не упоминается, то он подразумевается, так как в древности любая клятва предполагала выбор в качестве гаранта Бога или какого-то сильного сверхъестественного существа. Христиане, например, могли поклясться Богородицей (девой Марией), пророком Ильёй и т. д. Поэтому клятва, как и произнесение проклятия, осуждалась, если произносилась без крайней необходимости.
Таким образом, клятва – это не просто обещание, а призыв на свою голову кары, если обещание не будет выполнено. Принося клятву, человек как бы проклинал себя, произносил заклятье, которое вручало судьбу клянущегося в руки Бога. Этот человек становился проклятым самим собой.
Теперь связь между словами «клятва» и «проклятие» стала понятнее. Есть ещё выражение «заклятый враг» — это не только человек, на голову которого призывают проклятия, это враг на всю жизнь, враг, с которым человек поклялся сражаться до самой смерти.