В Европе идут брожения в странах, которые до последнего времени считались, если не союзниками России, то, по крайней мере, не бились в открытой русофобской истерии. Венгерский премьер Виктор Орбан заявил, что Будапешту нужно пересмотреть свои отношения с Москвой из-за изменения геополитических реалий после начала СВО. Вот слова премьера: «Я понимаю необходимость восстанавливать отношения России и ЕС после войны, но это далеко от реальности. Поэтому Венгрия серьёзно должна подумать о том, какие связи мы сможем поддерживать с Россией в ближайшие десять-пятнадцать лет в экономическом и внешнеполитическом плане». Сейчас либо что-то сломалось, либо прошлое никак не изменить: Венгрия практически во все времена была против России...
Я думаю, что тут дело не в прошлом. Может что-то и произошло, здесь надо более конкретно изучать, что в самой Венгрии происходит. Но объяснение здесь самое простое. Ситуация на Украине, видимо, убеждает венгерского премьера в том, что Запад будет помогать Украине долго и Украина в её нынешнем виде сможет продержаться. Я думаю, что здесь всё зависит о того, насколько успешны или неуспешны наши дела на Украине.
Некоторые эксперты интерпретировали слова Орбана как некий разворот на те же самые 360 градусов, называя эти слова неожиданными, и то, что Венгрия чуть ли не отказалась от России, может есть какие-то причины, может попросит дополнительных денег от Евросоюза?
Что Венгрия будет делать, это надо посмотреть. Потому что заявления для американской прессы – это одно, для своей внутренней – это другое. То есть, надо смотреть на конкретные действия. Заявления, которые от вас хотят услышать, их разменивают на реальные действия. Например, тут была новость о том, что якобы американцы в тайне убеждают многие транспортные кампании не прекращать транспортировку российской нефти, несмотря на введение потолка на её продажу. Почему? Потому что таким образом они хотят сохранить некий баланс на мировых рынках. То есть, заявления заявлениями, а действия действиями. Поэтому, надо посмотреть, что имеется ввиду, и будут ли действия.
С другой стороны, понятно, что на Орбана давят американцы и европейцы, и натовцы. И внутри у него есть собственная проамериканская антироссийская оппозиция, и всё, что с этим связанно. Поэтому он не может вообще никак на это не реагировать. Плюс ко всему есть неприятный для нас фактор. Многие считали, что СВО разберётся с киевским режимом быстрее, чем это происходит на самом деле, и перспектив её сейчас не видно. А в этой ситуации начинается изменение оценки ситуации. И если для Китая это одна игра, то для Венгрии – совершенно другая. Венгрия – страна член НАТО, Евросоюза, и она находится в центре этих событий. Кроме всего прочего там есть вопрос венгерского национального меньшинства на Украине, и я не исключаю, что это тоже игра: взять и разменять заявления Орбана на какие-нибудь специальные права венгров в Закарпатье. Потому что венгров, в том числе этнических, сейчас активно посылают на фронт украинские власти. То есть, в ситуации, когда быстрой победы России не наблюдается, поддержка Запада становится только всё более массированной, давление увеличивается, и экономические перспективы тоже непонятны. Да, сохраняется транзит газа через Украину, но он может прерваться в любой момент, он становится абсолютно непредсказуемым и крайне опасным. А с южным коридором, который идёт через «Турецкий поток» тоже непонятно, что с ним будет. Здесь может работать простой расчёт...
Еще раз говорю, это простая вещь. Чем дольше мы всё это затягиваем, тем хуже обстановка будет для нас. Когда мы, с одной стороны, констатируем наступление в Бахмуте, под Донецком, говорим, что мы отодвигаем таким образом это всё от Донецка, это всё важно, но не решает главного вопроса. Это основного вопроса не решает, более того, это его усугубляет. Хотя, что касается западного направления, я думаю, что здесь надо чётко для себя понять, что восстановления отношений с Европой в ближайшей исторической перспективе не предвидится. И отдельные очаги надежды в виде Венгрии – это скорее экзотика. Обозримое историческое будущее – это прекращение отношений с Европой. Здесь ключевым вопросом будет обеспечение военной безопасности. Вопрос Украины здесь будет ключевым. С точки зрения предотвращения крупной войны с Европой, Третьей мировой войны, и так далее. И вопрос того, как территория Украины будет использоваться в дальнейшем, и какая это будет территория. Вот этот вопрос является ключевым. А что касается Европы, я думаю, этот вопрос закрыт. А Орбан… Личное позиционирование Орбана – это тоже не гарантия долгосрочных отношений с Венгрией. Ну вот Орбан уже сейчас что-то заговорил, но дело в том, что он рано или поздно уйдёт со своего поста, и на его место придёт кто-то, кто может совсем его взгляды не поддерживать.