Итак, мы выяснили, что Шарль Перро вполне мог воспользоваться материалами судебного процесса по делу Жиля де Рэ и вывести героя нашей истории в свое сказке под именем Синей Бороды. Но в комментариях к статьям читатели предположили, что прототипом Синей Бороды мог быть и иной исторический герой.
Оказывается, вопрос, откуда взялась история Синей Бороды и кто был прототипом страшного убийцы с цветной бородой, интересовал многих исследователей издавна. Еще в XIX веке французский ученый барон Шарль Валькенер задался этим вопросом и пришел к выводу, что злодей Синяя Борода был списан с бретонского короля Коморра, жившего аж в VI веке. По легенде, изложенной в "Больших (бретонских) хрониках", а также в "Житиях святых Бретани" именно этот король регулярно уничтожал своих жен, едва они успевали забеременеть. (И тут у меня, как обычно, вопрос: нормальные короли, стремясь заполучить заполучить наследника, безжалостно убирали бесплодных жен, чтобы жениться по-новой. А Коморру, получается наследники не просто были не нужны, раз он от них "избавлялся" еще на начальном этапе, а чуть ли не угрожали его благополучию. Как так?)
На тот момент, когда появилась "героиня" этой истории, в активе у короля был уже четыре умерщвленных жены, и дочь графа Ваннского Трифина стала пятой. Видимо отец девушки не сумел отвертеться от притязаний короля и ему пришлось отдать дочь, однако он заручился поддержкой святого Гильдаса, который пообещал присматривать за девушкой.
Впрочем, то ли у святого дел много было, то ли договоров подобного плана немеряно, но угрозу Трифине он проворонил. Девушка сама узнала о грозящей ей опасности и, так как сама к тому моменту уже была беременной, в страхе бежала к отцу. Однако Коморр догнал ее и отрубил несчастной голову. Отец в горе предъявил святому претензию и тому пришлось выполнять слово и воскрешать Трифину. Ну а Коморр погиб под развалинами собственного замка.
Вроде бы история закончена, но она неожиданно получила продолжение, слившись с историей барона де Рэ. Что любопытно: так считаю не я, а историки и фольклористы, изучавшие историю возникновения легенды о Синей Бороде. Во время исследования выяснилась одна любопытная особенность: история о злобном убийце жен известна во всех европейских странах, но только во Франции она привязана к конкретной географической точке и даже замок (замки) злодея имеет реальное название.
Как я уже писала, для бретонцев иных претендентов на звание Синей Бороды кроме Жиля де Рэ не существовало. Ужас перед бароном-убийцей не исчез даже после его казни. Этому способствовал и тот факт, что после того, как род де Рэ прекратил свое существование, новые владельцы замков не показывались в них, и некогда грозные крепости ветшали и приходили в упадок. Среди местных жителей бытовала легенда, что дух барона по-прежнему обитает в развалинах, поэтому с наступлением темноты люди старались обходить бывшие замки стороной.
Сохранились даже "вещественные доказательства", связанные с Жилем-Синей Бородой: с одной стороны двуручный меч барона, а с другой - тесаный камень с семью "шишками", а также семь деревьев вокруг часовни Веррьера (по количеству убиенных жен). Еще в XIX веке местные жители рассказывали туристам о потайной запертой комнате в башне Тиффожа, где синебородый Жиль мучил и убивал своих жен. (Некоторые из этих легенд историк, переводчик и писатель Зоя Лионидас рассказывала читателям нашего канала в комментариях к статьям😉)
Так каким же образом погибшие дети трансформировались в жен? Согласно одной из самых вероятных версий все происходило постепенно. Уже в хрониках Ангеррана де Монтреле, современника барона де Рэ можно прочесть о том, что знаменитый рыцарь-разбойник "обрек на смерть множество детей нежного возраста и беременных женщин". А в следующем веке политик и юрист Жан Боден уже утверждал, что Жиль не просто убивал беременных, а вскрывал им животы, ибо считалось, что дьявол возьмет в качестве жертвы только нерожденного младенца. Ну а слова Анриэ Гриара на процессе о том, что в замке Машкуль есть запертая комната, ключ от которой барон де Рэ всегда носил с собой, как мне кажется, довершила слияние легенды о Коморре, истории Жиля и сказки о Синей Бороде.
Тем временем легенды продолжали обрастать подробностями из жизни и смерти барона и вот уже потомки тех, кто видел настоящего Жиля, рассказывают о нантском епископе Малеструа, который принес людям избавление от Жиля де Лаваля - Синей Бороды.
Однако существуют куда более неожиданные теории, связанные с Жилем и Синей Бородой, но об этом я расскажу у же в следующей статье, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное.😉Предыдущие же части, как и ссылку на самое начало истории можно найти здесь:
Рыцарь-разбойник (часть 54) Мог ли Жиль де Рэ быть героем сказки о Синей Бороде
Рыцарь-разбойник (часть 53) В истории о бароне де Рэ появляется Шарль Перро и его сказки