Найти в Дзене

Нужно ли писателю заводить литературного агента?

Литературный агент – посредник между издательством и писателем. Он занимается продвижением рукописи автора: предлагает ее издателям, обговаривает условия контракта, участвует в заключении договора на ее публикацию и продажу. За свои труды литагент получает 15-20% от гонорара своего клиента. На Западе – в Европе и США – профессия литературного агента широко распространена. Обычно ими становятся редакторы или книжные маркетологи, которые имеют связи в издательствах и хорошо ориентируются во вкусах читательской аудитории.

В России литагенты особо не прижились. В нашей стране автор чаще всего сам занимается судьбой своей рукописи. В первую очередь, это связано с маленькими гонорарами от продажи книг. К тому же в последнее время многие авторы платят, чтобы их опубликовали. Поэтому литагенты вынуждены довольствоваться совсем крошечными вознаграждениями за свои труды. Во-вторых, отечественный книжный рынок гораздо менее подвижен, чем зарубежный. Россияне охотно покупают книги и много читают, однако они не столь чувствительны к новинкам, как американцы или европейцы. В таких условиях профессиональным литагентам работать очень непросто.

Писатели нанимают агентов, чтобы избавить себя от юридических и финансовых хлопот, которые неизбежно сопровождают выход любой рукописи в свет. Не каждый готов вникать в условия договора и в состоянии защищать свои авторские права – для этого нужен профессионал, человек с опытом и желательно с безупречной репутацией. Но в нашей стране не развита культура посредничества. Поэтому чаще всего авторы пытаются сами как-то пробить свое творение. Они выкладывают его частями в Интернет, чтобы привлечь внимание как издательств, так и читающей публики; сами рассылают свои рукописи в редакции, а когда дело доходит до дела, то есть до публикации рукописи, сами договариваются с издателями.

В идеале писателям нужен литературный агент. Автор – творческая личность; он работает над своей рукописью и не должен забивать голову юридическими нюансами. Но на практике в России писателю приходится самому заниматься своими отношениями с издательствами. К счастью, современные компьютерные технологии дают ему такую возможность. К тому же действительно хорошее произведение всегда найдет свое место под солнцем – даже при отсутствии услуг литагента.