Еще раз «перешерстил» немецкую документацию по немецким авиационным торпедам в начальный период войны. Зачем? Да, просто еще раз захотелось освежить информацию по «Армении». Знаю, знаю, по официальной версии экспедиции МО РФ, которая декларировала обнаружение потопленного транспорта на морском дне, «Армения» потоплена авиабомбами. С другой стороны, есть немецкий документ, в соответствии с которым этот транспорт потоплен двумя авиационными торпедами в 40 км южнее Ялты (и это почти правильное расположение остова транспорта). Я уж не привожу документ (но, если нужно, выложу)
Поэтому, давайте отработаем «торпедную» версию. Благо поднакопилось документов по этой теме. Мы пока не берем торпеды подводных лодок или катеров, это отдельная история. На самом деле, авиационных подразделений, которые «практиковали» стрельбу авиаторпедами, было очень немного. И, вот тут возникает первый вопрос.
Традиционно указывают в составе торпедоносных сил на Черном море две эскадрильи. 1./KG28 и 6./KG26. А я их в августе 1941 года... не вижу. Вижу только ПЯТЕРКУ He-111 из 6./KG26 и все... Ладно, мы к этому вернемся. Фокус в том, что и самих авиационных торпед на тот момент было очень немного, да и качество их (на тот момент) было… так себе.
Я не буду пересказывать долгую историю о том, как у Роберта Уайтхеда, (чья фамилия переводится как «Белая голова») на его базе в Фиуме (совр. Риека) случайно «пропал» комплект документов на его торпеду. А, потом, (совершенно случайно) Людвиг Шварцкопф (чья фамилия переводится как «Черная голова») начал выпуск торпед (как две капли воды похожих на торпеды Уайтхеда). Все это поросшие мхом легенды, к Второй Мировой отношения не имеющие.
Почему? Поражение в Первой мировой войне и последующие ограничения на создание военно-морского флота формально не позволяли иметь в составе Рейхсмарине подводные лодки и легкие торпедные катера. Авиационные торпеды, вообще было направлением новым, но опирающимся на «старые» разработки. В связи нехваткой времени на «базовые» технические разработки, Германия в 1934 году приобрела лицензию на норвежскую торпеду F1, и начало ее доработку под свои технологические требования. В результате родилась немецкая авиационная торпеда F5 (F- обозначение калибра, в немецкой практике F = 450 мм, G- 533мм, Н- 600 и.т.д.)
Торпеды производились норвежским государственным торпедным заводом в местечке Хортен в кооперации с заводом «Килер Веркштат» (Kieler Werkstatt) акционерного общества BMAG. Серийное производство началось в 1939 году на фирме Бергман (Bergmann) в районе Вильгелмсру города Берлина. Имея небольшую скорость и высоту сброса, во время проведенных в 1938/39 годах испытаний, F-5 оказались довольно неэффективными, и кроме того, летом 1939 года наблюдалось 49% дефектных пусков. Руководство военно-морского флота сочло эти торпеды не подходящими для использования и приняло решение, что военно-воздушные силы должны скорее полагаться на бомбы и тактику пикирования до принятия новых торпед. После захвата Норвегии, производство вообще было остановлено, но в Германию были вывезены трофейные торпеды.
На Торпедной научно-исследовательской станции (подразделение TVA) в Экернфёрде (Eckernförde) велись работы по усовершенствованию норвежских торпед. Основными параметрами, над которыми велась работа были: увеличение высоты сброса и скорость самой торпеды. Первой усовершенствованной моделью стала торпеда с индексом F5a с допустимой скоростью сброса в 300 км/час и собственной скоростью в 33 уз. За ней последовала модель F5b с высотой сброса 40 м и собственной скоростью 40 уз.
Вот с этими авиационными торпедами Германия и вступила в войну с СССР. Хотя, нет, не совсем так. После захвата Фиуме (Риеки) в 1924 году Италия производила торпеды на базе фирмы Уайтхеда, которые, как пишут немцы, оказались лучше их собственных (немецких), а, потому, Германия начала закупку торпед у итальянцев. В 1940 г. немцы приобрели у итальянцев 45-см авиационные торпеды W (Whitehead) производства Фиумского завода и SI (Sicilia) производства Неаполитанского завода. Так обычно пишут. Но, есть нюанс в 1941 году (до декабря) сицилийские торпеды нигде не фигурируют.
Отправная точка нашего разбора – июль 1941 года. На немецких складах находится 101 торпеда F5, F5b, F1 и целых 21 штука F5w (и ни одной Si). В авиачастях торпед нет (вообще). Из них боеготовы 61 немецкая и 8 итальянских, из них в боевых частях... ни одной.
И, вот, в конце августа 1941 года с Эгейского моря в Констанцу, а,затем на аэродром Бузу перебрасываются пять самолетов Не-111 из 6./KG26 и 18 торпед. Из них 16 F5 и 2 F5b (правда, по данным отчета эскадрильи 10 F5 и 8 F5b). Командиром отряда был назначен 27-летний обер-лейтенант Хорст Крупка. Многие лётчики отряда уже имели некоторый опыт торпедных атак против морских целей в Средиземном море. В том числе, в составе этой группы должен был находиться ветеран войны в Испании 27-летний обер-лейтенант Руди Шмидт, который в конце второй мировой войны станет кавалером Рыцарского креста. Может, я и ошибаюсь, но мой читатель А. Лыков меня поправит, если что :-)
Самолеты «отстрелялись» очень быстро, но, малорезультативно.
На своё первое боевое задание торпедоносцы вылетели 24 августа. В тот день два Не-111 6./KG.26 в 20 часов 10 минут атаковали в 40 км западнее Евпатории грузовой пароход «Фабрициус» (2.434 брт), охраняемый двумя небольшими сторожевиками. Экипажи наблюдали, что след торпеды шел точно на один из сторожевиков, но взрыва не последовало. По мнению пилотов, осадка сторожевика оказалась меньше, чем глубина хода торпеды. (минус три торпеды)
На следующий день три Хе-111 охотились между Одессой и Севастополем. Один самолет недалеко от Одессы атаковал пассажирский и транспортный корабли, но торпеды в цель не попали. (минус две торпеды)
Две пары торпедоносцев «охотились» 26 августа на линии Одесса – Севастополь. Одна пара утром, другая вечером. Утром в районе Одессы два Хe-111 6./KG.26 одной торпедой пассажирский пароход тоннажем около 12-15.000 тонн. Но ход торпеды не наблюдался.
28 августа по докладам лётчиков 6./KG.26 на коммуникации Одесса — Севастополь они атаковали транспорт водоизмещением в семь тысяч тонн и пассажирское судно в 10.000 тонн. Однако в обоих случаях элементы движения целей были определены неверно, и торпеды в цель не попали.
По донесению от 2 сентября 1941 года 2 попадания и 16 «мимо». По данным донесения обе торпеды попали в результате двойного сброса по танкеру, вместимостью 400т с дистанции 500-700 метров. «Танкер» был потоплен «западнее Крыма». О чем идет речь?
Скорее всего, речь идет о «Каменец-Подольске», который в указанную дату (29 августа 1941 года), следуя в балласте, был потоплен немецкими торпедоносцами.
В легенде о его потоплении один торпедоносец запутался в его такелаже и упал, второй был сбит из 45-мм пушки сопровождающего морского охотника. Не знаю. Данных нет.
В данных 6./KG26 о потерях ничего не сказано (равно, как и о сопровождающих кораблях). Спишем все на недостоверность документов (немецких, конечно, не наших же).
Но есть наблюдение, что с этого момента "Не-111" летают уже втроем.
Ну, и, далее, в донесении делается вывод о необходимости присылки 26 итальянских торпед.
Следующей целью, возможно (но, сомнительно) стал транспорт «Пугачев» (однотипные "Цюрупа" и "Скворцов-Степанов" заложили на Николаевском судостроительном заводе лишь в 1930 г. и почти одновременно еще два - "Ногин" и "Анри Барбюс" - в Севастополе).
Почему сомнительно? Потому, что за весь сентябрь у немцев израсходованы 4 авиаторпеды, но, при этом указано, что они входят в те 18 штук, что даны по донесению от 2 сентября.
Недостроенный теплоход «Пугачев» (с грузом зерна) следовавший на буксире рефрижератора «Кубань», действительно был потоплен немецкой авиацией в 19.30 (30-го числа), но я не уверен, что торпедоносной, тем более, что потопление уже «записано» за другой бомбардировочной группой. Торпед нет, все ждут транспорт на борту которого везут 4 итальянских торпеды.
«А, вот, была еще одна торпедоносная эскадрилья 1./KG28». Ну, была, но только...
а) я не очень уверен, что она была в августе на Черном море, ибо у нее аэродром указан как «Bobruisk» (и, потери тоже тамошние)
б) Мы рассматриваем общий расход авиационных торпед и расхода по 1./KG28 нет (совсем нет, вообще нет)
в) Немцы (на тот момент) ничего не пишут о 1./KG28 на Черном море. Пока во всех документах фигурирует только пять самолетов из 6./KG26. И эти самолеты ждут итальянских торпед.