85,4K подписчиков

Брачные коды в кинокартине "Берегите мужчин"

Так сложилось, что в нашей стране отмечается два праздника, уделяющие внимание представителям каждого пола – День защитника отечества и Международный женский день. В каждый из этих дней принято подчеркивать важность качеств, которые традиционно связываются с мужским и женским образом. Мужчина – защитник, сильный, мужественный, опора в семье. Женщина – красавица, любящая, добрая, принимающая, нежная.

Вряд ли кто будет отрицать, что в современном обществе происходит размывание гендерных ролей: женщина вполне может активно заниматься карьерой, находиться на руководящей позиции, мужчина – готовить обед и заниматься детьми. Если это обоих партнеров устраивает, то проблемы, казалось бы, и нет. Однако не меньшее значение имеет как партнеры в паре проявляют себя к друг другу, исходя из своего гендера.

В семейной психотерапии выделяют такое понятие как «брачные коды» – биологические, инстинктивные программы поведения с противоположным полом, активация которых помогает воспринимать партнера как привлекательного или, напротив, при подавлении их в паре партнеры теряют интерес.

Предлагаю рассмотреть как функционирование брачных кодов показано в советской кинокартине «Берегите мужчин» (режиссер Александр Серый).

Главными героями фильма является семейная пара, которая находится на грани развода. Она – Марфа Петровна, научный сотрудник одного из НИИ. Он – Вовик, инженер, обслуживающий швейные машины. В ней чувствуется мощь, сила, энергия, выносливость, упорство, независимость, способность идти напролом ради цели. Его, скорее, можно описать как инфантильного, не умеющего принимать самостоятельные решения. По всей видимости, склад его характера формировался под влиянием властной матери.

Несмотря на имеющуюся разницу в характерах этих героев, есть черта, которая объединяет их – столь сильная увлеченность своим делом/хобби, что герои часто забывают о своих близких. «Генератор – ее детище. Перед первым пуском месяц не была дома. Спала в кабинете на столе…». Он самозабвенно погружен в коллекционирование колоколов. «И ты поэтому начал трезвонить в это звонкое хобби в три часа ночи?!».

С первых минут фильма становится понятно, что признания в своей семье Вовик не имеет ни в лице своей жены, ни своей дочери, которая вслед за матерью принижает его. Действительно, очень трудно испытывать к этому мужчине уважение на фоне активной и всё умеющей женщины, которая и квартиру сама построила, и зубные коронки мужу оплатила, и может, если надо, перетащить громозкий тяжелый реактор. Между тем, оказавшись замеченным центральным журналом, который напечатал о нем статью, он так и остается неоцененным женой.

Так сложилось, что в нашей стране отмечается два праздника, уделяющие внимание представителям каждого пола – День защитника отечества и Международный женский день.

Таким образом, недовольство друг другом подкрепляется их поведением, которое не соответствует гендерным представлениям: она – доминирующая женщина, он – слабовольный мужчина, подчиняющийся ей. В конце фильма Вовик скажет: «Иногда думаю: отдохни дорогая, а вместо этого нагрублю. А почему? Не понимаю». Такая инверсия гендерной роли не позволяет мужу воспринимать свою жену как женщину, а ей уважительно относиться к своему мужчине.

Немаловажное значение в отношениях играет и такой брачный код как способность мужчины совершить подвиг. На бессознательном уровне это воспринимается женщиной как возможность опереться на своего мужчину, безопасность для заведения потомства. И в данной паре этот код также не присутствует: «Разве Вовик ей пара? Этот ветку сирени в мороз не подарит!».

Так сложилось, что в нашей стране отмечается два праздника, уделяющие внимание представителям каждого пола – День защитника отечества и Международный женский день.-2

Другой персонаж фильма – скульптор, Егор Граф, – по-видимому, хорошо знает как проложить путь к сердцу женщины. Чтобы получить для своей работы «три тонны листовой бронзы» он начинает оказывать внимание Марфе: расталкивает всех мужчин, чтобы ее первую пропустить в лифт, делится как бы невзначай дефицитными деликатесами в консервах. Подвиг здесь показан в достаточно гротескной форме, но достигающий своей цели: интерес Марфы завоевывается.

Супружеское счастье главных героев восстанавливается, когда Вовик вступает «в поединок» со скульптором, чтобы заступиться за свою жену. Пара сближается, несмотря на сохранение приверженности мужчины своему хобби, которое раньше так сильно раздражало его жену. Уходит недовольство, появляется теплота, стремление проявить заботу по отношению к друг другу. «Хочешь сварю макароны?», «Хочешь бак с водой в ванну отнесу?».

Название фильма «Беригите мужчин» видится мне двойственным: и как насмешка автора над слабостью мужчин, и одновременно призыв к сохранению их статуса кво. В этом смысле наши праздники в дни 23 февраля и 8 марта можно рассматривать как культурный способ напомнить о важности следования в отношениях традиционно принятому полоролевому поведению.

Автор: Митрушина Наталья Анатольевна
Психолог, Практикующий психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru