Нельзя сказать, что я ценитель творчества Казимира Малевича, но поскольку не столько за деятелей культуры его масштаба, сколько за державу обидно, всегда интересуюсь что да как. Началось с заметки на ресурсе соседней территории. Ее поставил с восторгом, как вы видите, комитет гуманитарной и информационной политики Украины, на который подписаны аж 568 читателей (один из них, признаюсь, я, надо же знать чем дышит противник). И целым двум понравилось ниже приведенное сообщение. Среди них меня точно нет.
Открыла эту самую "The Art Newspaper" - не чтоб простить, а понять.
Пишут: "Русский или украинец? Музеи уточняют национальность Казимира Малевича". Музей Стеделийк в Амстердаме теперь называет художника-абстракциониста украинцем, в то время как Метрополитен меняет (национальную) принадлежность других художников, которые родились или работали в этой стране. Казимир Малевич - влиятельный художник-абстракционист родился на Украине, когда она была частью Российской империи, но до недавнего времени большинство музеев называли его русским. Сотрудники амстердамского музея Стеделийк классифицировали художника XX века Казимира Малевича как украинца.
Ранее музей считал ведущую фигуру движения художников-супрематистов русским. Пресс-секретарь музея Стеделийк говорит, что "теперь мы сообщаем: Малевич родился на Украине у родителей польского происхождения". Эта информация уже изменена на настенных текстах и страницах веб-сайта и будет включена в последующие информационные сообщения, добавляет он. Малевич родился в столице Украины Киеве в 1879 году, когда город был частью Российской империи.
Тем временем кураторы Музея искусств Метрополитен в Нью-Йорке переквалифицировали трех художников в украинцев; согласно сообщению ARTnews, художники - Иван Айвазовский , Архип Куинджи и Илья Репин - ранее были помечены как русские".
*****
Про Айвазовского и Куинджи уже наслышана. И Репин тоже?!
Объяснение искусствоведческого якобы издания выглядит по-европейски прагматично, по Малевичу заковыристо, по-русски - просто враньё, как всегда подделанное на голубом глазу под правду. Несведущий человек в Нью-Йорке примет за чистую монету с полпинка. Привожу полностью. Наслаждайтесь. Не одной же мне страдать:
"На сайте Метрополитен-музея Куинджи назван украинцем, и говорится, что место, изображенное на его работе "Красный закат" (1905-08), было "идентифицировано как одна из любимых тем Куинджи - река the Dnipro in Ukrainian (Russian, Dnieper; Belarusian, Dnyapro), которая течет на юг через три страны к Черному морю". В текст также включена информация, гласящая: "В марте 2022 года художественный музей Куинджи в Мариуполе, Украина, был разрушен в результате российского авиаудара". Айвазовский и Репин на сайте также названы украинцами.
Куинджи родился в Мариупольском уезде Екатеринославской губернии, входившей в состав Российской империи. Между тем, Айвазовский родился в черноморском порту Феодосия в Крыму. Татьяна Гайдук, директор Национальной художественной галереи имени Айвазовского в Феодосии, заявила, что Айвазовский был армянином, а в 2017 году бывший президент Украины Петр Порошенко назвал художника Айвазовского "частью украинского наследия". Национальная галерея в Лондоне говорит, что "Репин был ведущим художником русского реалистического движения конца XIX века. Он родился на Украине и начинал как иконописец".
Искусствовед Оксана Семеник начала кампанию в социальных сетях, чтобы заставить музеи по всему миру переквалифицировать известных русских художников в украинцев. Она рассказывает газете "The Art Newspaper":
- Внимание публики помогло. В случае с Айвазовским я не просила "Метрополитен" сделать его украинцем. Но он точно не русский, он армянин и всю жизнь прожил в Крыму, на Украине.
Музей Метрополитен не ответил на просьбу прокомментировать это, но сообщил ARTnews: "Метрополитен постоянно исследует и изучает объекты своей коллекции, чтобы определить наиболее подходящий и точный способ их каталогизации и представления. Каталогизация этих работ была обновлена после исследований, проведенных в сотрудничестве с учеными в этой области".
******
Я затрудняюсь оценивать квалификацию ре-классификаторов музеев мира, к которым некогда относилась с пиететом. Жителям Нью-Йорка, Лондона и Амстердама недосуг разбирать, что такое город Чугуев Харьковской губернии, где родился Илья Ефимович. И слава Богу Оксане Семеник, наверное, неведомо, что в Третьяковской галерее есть его картина "Вечорници", где изображены посиделки украинской молодежи и которая очень нравилась Льву Толстому.
А как же быть с тем, что украинец Репин написал "Бурлаков на Волге" и "Иван Грозный и его сын Иван"?..
Не только знаменитую "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
Из истории создания картины:
"Безусловно, одним из источников, вдохновивших художника, была повесть Гоголя "Тарас Бульба". Собственно, ее герои здесь присутствуют. Тарас Бульба – могучий хохочущий казак в белой папахе, написан с профессора Петербургской консерватории. Его сын Андрий – интеллигентный юноша слева, с тонкой улыбкой и мягкими чертами лица, прототипом его стал родственник композитора Михаила Глинки. Рядом с ним – суровый казак с повязкой на голове, он в роли старшего брата, Остапа Бульбы. А что же сам Иван Серко? Атаман с лихо закрученными усами смотрит лукавым пронзительным взглядом, явно наслаждаясь метко сказанной фразой. Его прототип – командующий Киевским военным округом генерал Михаил Драгомиров. Не забыл Репин и главного консультанта и вдохновителя – Дмитрий Яворницкий (он и рассказал Репину про это самое письмо) запечатлен в образе писаря".
Напомнить, что Тарас Бульба говорил про русских людей или сами помните?
Теперь к Архипу Ивановичу Куинджи из местечка Карасёвка Мариупольского уезда Екатеринославской губернии Российской империи. И закончившего свой жизненный путь в Санкт-Петербурге.
Да, есть у него потрясающая картина "Лунная ночь на Днепре".
Но что о его национальности скажет искусствоведам Метрополитен-музея картина "На острове Валааме"?
И уж тем более - "Березовая роща".
Я так хохотала, когда харьковские тетушки рассказали мне в 2010 году, когда я привезла туда дочку знакомиться, анекдот про то, как украинец рубит березу, а сосед его спрашивает - зачем, мол, дерево-то хорошее: "Да шоб не пришел проклятый москаль и не сказал: "Истинно русский пейзаж".
А тетушки тогда строго на меня посмотрели. Я чего-то тогда еще не знала. В отличие от них.
А на пейзаже у Куинджи что тогда? И ведь ни одно деревце пока не пострадало. Пока оно в Третьяковке. А если бы во Львове хранилось?
Теперь о другой биографии: знаменитый русский маринист Иван Константинович Айвазовский происходит из знатной армянской семьи и настоящее имя живописца - Ованнес Айвазян. Фамилию были вынуждены поменять из-за трагических событий, связанных с геноцидом армян со стороны турок, а вовсе не Российской империи. И в галерее художника немало полотен, связанных со славными страницами российской истории.
Например, "Чесменский бой" - на котором изображена победа русского флота над турками в Чесменской бухте в 1770 году.
Написала всё это и задумалась - а надо ли было напоминать вам, друзья мои, кто есть кто. Уж вам-то доподлинно известно.
Но, повторюсь, за державу обидно. За то, что десятилетия считала многих музейных работников мира профессионалами и приличными людьми.
А уж какими глазами смотрят на них с небес ре-классифицированные художники - и представить страшно!
******
Искала я какие-то доступные для понимания примеры для западной публики из той же оперы. Пришел ко мне один - далекий от живописи, зато доступный исключительным.
Разве может Фредди Меркьюри считаться британским певцом? Он целиком и полностью принадлежит Занзибару. Ибо родился он-то не в Лондоне.
Никакой он не британец, а занзибарец. Зовут его Фаррух Балсара и на самом деле он парс с иранскими корнями, а по вероисповеданию зороастриец. Так везде и пишите. Нечего Британской империи себе чужих певцов приписывать.