Россия - особенная страна, сам факт существования которой вызывал, вызывает и будет вызывать эмоции. Кто не уверен в будущем, сразу может быть отправлен по всем известному в России же направлению. Лично я в будущем не сомневаюсь. Какое оно будет другой вопрос, но, в любом случае, это зависит именно от нас и наших детей. А пока поговорим о прошлом, хороших и плохих эмоциях и, естественно, о стекле.
В начале ХХ века жил в России гражданин немецко-подданный Максимилиан Эрленбах. Мужик был солидный, статный и очень богатый. При этом несмотря на своё немецкое подданство он искренне любил Россию.
Весь его бизнес был завязан с нашей страной, так как ему принадлежала крупнейшая в России фабрика по производству стекла и зеркал, которая располагалась на Васильевском острове и такая же фабрика на территории Финляндии (тогда - ещё часть Российской империи).
Фабрики Эрленбаха имели настолько передовое производство и опытных мастеров, что в 1896 году заняли первое место на выставке в Нижнем Новгороде, Гран-При в 1900 году на Международной выставке в Париже. Посетители последней выставки просто очумели от того, какие изысканные вещи из стекла (витражи и зеркала) привезли русские в Европу.
Французы искренне радовались достижениям своих соседей. Очевидцы говорили, что это была самая уютная и "толерантная" выставка, где чувствовалось не соперничество, а именно дружба народов.
Однако уже через год на Международной выставке в Глазго ситуация изменилась. Изделия русских мастеров из стекла опять притянули всеобщее внимание, однако англичане не преминули воспользоваться моментом и на правах "радушных хозяев" подложили гостям из России неприятный гостинец.
В частности, попеняли, мол изделия хоть и внушают уважение, имеют художественный вкус, но воплощение "хромает". Видно, что производство кустарное, должной автоматизации не имеет. Оно и понятно, Англия в то время билась за звание самой индустриально развитой державы, поэтому топить конкурентов любыми путями было нерушн инглиш традишн (интересно что изменилось с того времени).
Слова спесивых английских джентльменов не понравились гражданину немецко-подданному. Очень не понравились. И задумал Максимилиан Эрленбах построить новый завод вместо двух фабрик. Для чего выкупил огромную территорию буквально в 50 км. от Петербурга, рядом с деревней Калище.
Место было выбрано неспроста: в деревне давно промышляли изготовлением примитивного стекла, так как в округе было полно угля, песка, извести, соды. Само название Калище произошло от слова "калить", то есть варить. Да и Ломоносов в этих краях делал свои мозаики.
Размах строительства поражал: из Бельгии было приглашено 250 рабочих, специалистов по варке стекла, пригласили немцев, французов. Все они приехали в Россию со своими семьями всерьёз и на долго. На завод набрали около 1200 штатных русских мастеров и почти столько же внештатных.
То есть на заводе работало около 3000 человек, что считалось немыслимым количеством для одного предприятия. Завод же имел паровую станцию, электростанцию, освещение, собственную узкоколейку, специально намытый мол и пристань, уходящую далеко в море. И по этой пристани, прямо к разружаемым кораблям ходил пароход.
Конструкция печей в цеху, где варилось стекло, была настолько передовой, что позволяла организовать непрерывное производство с автоматической загрузкой шихты, выгрузкой стекломассы и её подачей на поворотных платформах к станам, где катали листовое стекло.
Вдоль стен основных цехов ходили одно- и двухбалочные мостовые краны, приводимые в действие мощными... электромоторами. Так и хочется крикнуть:
-Ну, как тебе такое, Илон Маск!
Рядом с заводом вырос посёлок, в котором для сотрудников предприятия были построены: школа, больница, библиотека и даже... кинотеатр!
В конечном итоге, на месте небольшой деревушке с кустарным промыслом появилось супер-современное производство, которое считалось крупнейшим даже не в России, а в мире!
Ни один завод не мог сравниться по уровню, размаху, организации производства и качеству производимой продукции.
В 1904 году состоялось торжественное открытие производства, куда были приглашены те самые английские джентльмены, дружно обгадившие работы русских мастеров. Их пригласили якобы для того, чтобы они поделились опытом.
Увы, им ничего не нашлось сказать.
Они просто стояли и смотрели, понимая, что до такого уровня им самим расти ещё и расти. И это не просто слова, так как зеркала, сделанные из самого лучшего калищенского стекла, считались равными и даже превосходили по своему качеству венецианские!