Самым первым опытом в музицировании для ребёнка можно считать любые звуки, которые он производит без помощи сторонних предметов. Мы предлагаем малышу похлопать в ладошки, потопать ножками, издать звуки или произнести имеющие определённое значение слова.
Ребёнок запоминает звуки шагов, голоса мамы, бытовые шумы; именно с этого момента начинает накапливаться его звуковой багаж, необходимый для ориентации в окружающем пространстве.
Задача начального этапа музыкального воспитания и развития заключается в том, чтобы чувственный опыт ребёнка перенести непосредственно на процесс музицирования. Постепенно различные движения, которые ребёнок научился выполнять самостоятельно (в том числе шаги или бег) можно организовать в темпе, чередовании и т.п., обращая внимание малыша на возникающие звуки. С этого начинается развитие чувства метроритма и тембрового слуха.
Таким образом, при обучении детей музыке следует опираться на накопленный ими собственный жизненный опыт. Такой способ безусловно доступен и увлекателен. Он полон радостных открытий!
- Оказывается, музыка движется такими же шагами, как и я! Я тоже умею так делать! Мне это приятно и абсолютно понятно! Музыка мне друг!
Даже самым музыкально одарённым детям нужен этот этап! Они могут его пройти в самом раннем возрасте и очень быстро, но этап этот совершенно необходим, чтобы получить детское наслаждение от игры.
Вернёмся к "собственным инструментам": притопы, шлепки по коленям, хлопки в ладоши, щелчки пальцами и т.п. Эти «собственные инструменты» широко присутствуют в форме аккомпанемента к танцевальным движениям и песням плясового характера издревле и относятся к самым простым и распространённым традиционным формам народного музицирования
Включение "собственных инструментов" в разнообразные формы музицирования позволяет легко и полноценно осваивать музыку.
В видео представлены примеры использования "собственных инструментов" на уроке с детьми в общеобразовательной школе с большой наполняемостью классов. Те же приёмы можно использовать в работе с любой группе детей и индивидуально.
P.S. Для специалистов. Принципы обучения детей основам музыкальной грамоты по методике "Музыка через движение" изложены в интерактивном (с видеопримерами работы с детьми) Учебно-методическом пособии "Фасолька" https://www.litres.ru/irina-vladimirovna-glavnova/fa-sol-ka-uchebno-metodicheskoe-posobie/