Вчера написала статью про виды обучения и к сожалению, я вырезала оттуда кусок, про то, как проводить мастер-майнд. Алгоритм проведения и принципы его работы не вписывались в общую рамку
Уникальность Мастер-майндов
Начну с того, что этот формат родом из психологии и изначально был похож на работу группы поддержки. Думаю, вы видели в фильмах такие встречи, когда все садятся в круг и что-то рассказывают. Особенно хорошо такой формат проявляет себя в работе с зависимостями. Так или иначе этот формат сильно видоизменился, для того чтобы стать именно обучающим.
Идея в том, что на встречу участники приходят каждый со своим запросом и в ответ получают на него опыт каждого члена группы. На первый взгляд кажется, что люди обучаются тогда, когда разбирают именно их запрос, но здесь все не так очевидно.
На самом деле, когда нас разбирают, включаются защитные механизмы нашей психики, хочется спорить с участниками и говорить, что они не правы, вы либо уже это пробовали и не работает, или в вашем случае так просто невозможно. Здесь очень важно ведущему встречи быть внимательным и корректным к тому, что сейчас происходит. Он должен регулярно напоминать участникам, что мы не перебиваем и не критикуем, говорим без оценочно и только свой опыт.
Поэтому на самом деле научение происходит в тот момент, когда вы разбираете кого-то другого. За счет того, что группа однородная, скорее всего у участников вы услышите схожие с вашими ситуации и получите понимание, как они поступали в таком случае. Так как в данный момент к вам это не относится, то внутренний критик пропускает эту информацию. И в тот момент, когда вы в реальности столкнетесь с похожей ситуацией, у вас будет понимание что делать.
Инструкция по проведению мастер-майнда
Правила проведения мастер-манда могут немного отличаться в зависимости от ведущего, но ключевые моменты не измены. Работа в группе всегда идет кругами в определенной последовательности:
- Знакомство, если это первая встреча или участники озвучивают результаты с последней встречи.
- Запрос на встречу
- Выбор запроса, над которым группа работает (иногда выбирают 1–2, а иногда прорабатывают все, но это долго)
- Чувства участников по отношению к данной ситуации (этот этап часто опускают, но, если участника сильно тяготит ситуация важно снять эмоцию. Как правило участники испытывают аналогичные чувства)
- Вопросы к участнику, чей запрос разбирают. Задача прояснить ситуацию. В зависимости от количества участников лучше стоит ограничиваться 1–3 вопросами.
- Передача опыта. Здесь важно, что участники говорят от своего лица, не критикуя и не оценивая. Либо свой опыт, либо то, что он бы сделал в такой ситуации. Участник, которого разбирают, внимательно слушает и не вступает в диалог.
- Слово участника, которого разбирали. Только дождавшись своей очереди участник может дать обратную связь группе.
- Если мы разбираем нескольких человек, то возвращаемся к пункту 3
- Договоренности на следующую встречу. Что каждый сегодня возьмет с собой и сделает до следующей встречи.
Как мастер-майнд можно применить в корпоративном обучении?
Ключевой принцип мастер-майнда — это однородная группа. Скорее всего в компании из 5 человек, где у каждого свой функционал этот формат будет бесполезным. Однако, если есть ряд сотрудников в одной должности, например отдел продаж или руководители филиалов им будет о чем предметно поговорить, и они смогут обогатиться опытом коллег.
Ставьте лайк и подписывайтесь на меня, если это было полезно. Это поможет большему количеству людей увидеть мои статьи. И да, я буду рада, если комментариях вы напишете, какие темы интересны, чтобы я осветила это в следующих статьях