Найти тему
Smooth & Quiet

История искусно оформленных флаконов.

История запаха во многом эфемерна. В конце концов, ароматы прессованных лилий с берегов Нила или драгоценной амбры, которые когда-то стоили дороже золота, трудно представить, если вы никогда не слышали аромат этих редкостей.Стеклянные алабастро (флаконы для духов) из классической Греции, в конце 6-5 века до нашей эры. Это. стеклянные сосуды с сердцевиной.

Стеклянные алабастро (флаконы для духов) из классической Греции, в конце 6-5 века до нашей эры. Это. стеклянные сосуды с сердцевиной. (Фото: Метрополитен-музей искусств, общественное достояние)
Стеклянные алабастро (флаконы для духов) из классической Греции, в конце 6-5 века до нашей эры. Это. стеклянные сосуды с сердцевиной. (Фото: Метрополитен-музей искусств, общественное достояние)

Хотя аромат этих деликатных парфюмерных ингредиентов со временем исчезает, бесчисленные образцы изысканных флаконов и контейнеров для духов остаются, чтобы напомнить нам об истории самого заброшенного чувства. От Древнего Египта до современного Парижа история флаконов для духов переплетается с историей производства стекла, а также с более широкими художественными течениями и специфическим использованием духов в каждой культуре.

Древние истоки парфюмерии.

Древнеегипетские флаконы для духов. Слева: фаянсовый сосуд в форме обезьяны. Это относится к Новому королевству, около 1550-1295 гг. до н.э. | Справа: Сосуд для духов из травертина с инкрустацией в виде принцессы. Сосуд датируется Новым царством, периодом Амарны, около 1353-1336 гг. до н.э. (Фото: Метрополитен-музей искусств, общественное достояние)
Древнеегипетские флаконы для духов. Слева: фаянсовый сосуд в форме обезьяны. Это относится к Новому королевству, около 1550-1295 гг. до н.э. | Справа: Сосуд для духов из травертина с инкрустацией в виде принцессы. Сосуд датируется Новым царством, периодом Амарны, около 1353-1336 гг. до н.э. (Фото: Метрополитен-музей искусств, общественное достояние)

Хотя преднамеренное использование ароматов существует уже много тысяч лет, некоторые из самых ранних дистиллированных и смешанных духов появились в древней Месопотамии, Индии и Китае. Из сохранившихся специально изготовленных сосудов для духов древнеегипетские образцы восходят, по крайней мере, к Среднему царству (между 2040 и 1783 до н.э.).

Египтяне использовали духи как в религиозных, так и в косметических целях. Эти духи были известны во всем древнем Средиземноморье и экспортировались как часть региональной торговли. Распространенными ингредиентами были лилии, кардамон, корица и мирра.

Древнеегипетские флаконы для духов были изящными и красиво изготовленными как символические сосуды для богатых, которые они хранили вместе со своей личной косметикой. Эти сосуды могли быть вырезаны из камней, таких как травертиновый мрамор, или отлиты из фаянса (разновидность керамики, используемая в предметах роскоши). Цветное стекло было еще одним материалом, часто используемым для изготовления косметических и парфюмерных сосудов в Древнем Египте. Они были изготовлены с помощью процесса, называемого формированием сердцевины, при котором мягкая форма погружается в расплавленное стекло на конце стержня. Как только стекло застывает в нужной форме, мягкая внутренность выскабливается, чтобы создать полый сосуд.

Фаянсовые арибалло (флаконы для духов) 6 века до н.э., Родос. (Фото: © Попечители Британского музея, CC BY-NC-SA 4.0)
Фаянсовые арибалло (флаконы для духов) 6 века до н.э., Родос. (Фото: © Попечители Британского музея, CC BY-NC-SA 4.0)

Этот древний процесс изготовления стекла развился в Месопотамии и распространился на запад до Египта. Ремесленники Египта 18-й династии (период с 1549 по 1292 год до н.э.) были известны своими изысканными изделиями, часто с полосатыми узорами насыщенных цветов. Этот стиль изготовления стекла распространился на Классическую Грецию. Известные как алабастро, эти флаконы для духов могут иметь форму флаконов или амфор. Фаянс и терракота также использовались в Древней Греции. Изысканные формы от раковин до птиц демонстрируют разнообразие сосудов, доступных для тех, кто может позволить себе роскошные ароматы и тонкое мастерство.

Изобретение выдувного стекла

Фото взято из интернета
Фото взято из интернета

Изготовление сосуда с использованием сердцевины был постепенно вытеснен изобретением выдувного стекла. Сирийские художники разработали этот процесс примерно в 1 веке до нашей эры. Оттуда, подобно формированию сердцевины, технология распространилась на быстро расширяющуюся Римскую империю. По общему мнению, римляне из высшего класса были любителями духов, использовали их для нанесения от волос до ног. Эта мода на ароматы рассматривалась некоторыми как моральный недостаток. Плиний Старший писал: “Духи служат цели самой излишней из всех форм роскоши; жемчуг и драгоценные камни, тем не менее, переходят к наследнику владельца, а одежда сохраняется некоторое время, но ингредиенты сразу теряют свой аромат и умирают в тот самый час, когда они используются… Все эти деньги заплачены за удовольствие, которым наслаждается кто-то другой, потому что человек, носящий аромат вокруг себя, сам его не чувствует ”.

Независимо от того, был ли моральный провал римлян или нет, мода на парфюмерию потребовала крупномасштабного производства флаконов для духов. Выдувное стекло открыло новый вид искусства. Более прозрачное и более быстрое в изготовлении, чем формованное или литье стекла, стеклодувное производство способствовало быстрому развитию творческой индустрии в Империи. Римляне использовали стекло для изготовления посуды, украшений и, конечно, косметических контейнеров. Помимо красоты этих флаконов для духов из выдувного стекла, они были непористыми и относительно доступными.

Роскошь позднего Средневековья и Ренессанса

Миниатюрный распылитель духов. На этом образце из Египта конца 13-го или начала 14-го века изображена эмблема Фессе, знак мамлюкского султана. (Фото: Метрополитен-музей искусств, общественное достояние)
Миниатюрный распылитель духов. На этом образце из Египта конца 13-го или начала 14-го века изображена эмблема Фессе, знак мамлюкского султана. (Фото: Метрополитен-музей искусств, общественное достояние)

После падения Рима Европа вступила в период, который часто называют Темными веками. Хотя это несколько неправильное название, многие научные знания были забыты и получили новое развитие только в эпоху позднего Возрождения. Однако знаменитый персидский философ, астроном и врач Ибн Сина (также известный как Авиценна, жил в 980-1037 годах н.э.) разработал и обнародовал процесс дистилляции цветочных эфирных масел. Этот процесс был улучшением старых духов, в которых ингредиенты измельчались и смешивались с маслом. Вариация процесса дистилляции, изложенная Ибн Синой, также использовалась в древней Индии, вероятно, примерно с 3000 года до нашей эры.

Хотя индийские и персидские парфюмерные традиции продолжали процветать, европейский интерес к созданию духов возродился только после крестовых походов. Как военные, так и торговые путешествия на Святую Землю познакомили европейцев с аттарами (растительными эфирными маслами), в частности с фирменной дистилляцией роз. Они также подвергались повторному воздействию ароматов животного происхождения, таких как мускус (выделения кабарги), циветта (циветты) и амбра (выделения кашалотов).

Производство духов в Европе началось в позднем Средневековье. Гильдии парфюмеров были созданы для развития (и защиты) зарождающейся индустрии, которую тщательно поддерживали члены королевской семьи и их дворы. В конце 14 века венгерские придворные парфюмеры создали венгерскую воду - духи, в которых традиционные ароматические масла смешивались со спиртом. Духи на спиртовой основе были усовершенствованы итальянцами в 14 веке, жидкая аква мирабилис (чудесная вода) представляла собой мощную ароматическую смесь. Необходимость разливать эти роскошные духи по бутылкам совпала с ростом производства венецианского стекла.

Слева: разбрызгиватель духов конца 16-го века из Венеции. | Справа: маленький флакон для духов, предназначенный для ношения в качестве подвески, из агата, золота и драгоценных камней. Этот флакон 17-го века был дополнен в последующие годы. (Фото: © Попечители Британского музея, CC BY-NC-SA 4.0)
Слева: разбрызгиватель духов конца 16-го века из Венеции. | Справа: маленький флакон для духов, предназначенный для ношения в качестве подвески, из агата, золота и драгоценных камней. Этот флакон 17-го века был дополнен в последующие годы. (Фото: © Попечители Британского музея, CC BY-NC-SA 4.0)

В период позднего средневековья и Возрождения твердые духи помещались во флаконы и наносились на тело, в то время как жидкие духи помещались в изысканные флаконы. Венеция стала известна благодаря производству изящных, тонких стеклянных сосудов в стиле, известном как cristallo (что означает прозрачное стекло). Этот венский стиль распространился по всей Европе в эпоху Возрождения, когда набирали популярность парфюмерия и стеклоделие. В 16 веке итальянская аристократка Екатерина Медичи стала королевой Франции, привезя с собой своего личного парфюмера Рене Флорентийца. Она установила придворную моду на духи, наполненные циветтой и мускусом, стимулируя французское производство.

Флаконы для духов периода позднего средневековья и Возрождения демонстрируют возрожденную роскошь и постоянно развивающиеся техники ремесленников. Распылитель духов (вверху) можно было бы использовать для ароматизации помещения, и он демонстрирует классическую венецианскую технику работы с тростью. Флаконы для духов также могут быть намного меньше — и, как помандер, носить на лице. Ароматы знати часто размещались в роскошном помещении, например, example из резного агата и золота с рубинами. Эти личные духи были удобны в мире, где купание и личная гигиена не соответствовали современным стандартам.

Рококо и романтика

Слева: глиняный английский флакон для духов, созданный в 1770-1800 годах. Справа: Венский флакон для духов из фарфора и золота, около 1730 года. (Фотографии: Метрополитен-музей искусств, общественное достояние)
Слева: глиняный английский флакон для духов, созданный в 1770-1800 годах. Справа: Венский флакон для духов из фарфора и золота, около 1730 года. (Фотографии: Метрополитен-музей искусств, общественное достояние)

Европейские флаконы для духов 18 века находились под сильным влиянием моды и художественных течений того времени. Изготовленные из стекла, фарфора или даже белого стекла, маскирующегося под фарфор, флаконы для духов больше не были единственным предметом роскоши сказочно богатых людей. Глобальная торговля и рост европейского среднего класса, заинтересованного в предметах роскоши, означали, что духи коммерческого производства стали более доступными для людей с располагаемым доходом. Заимствуя неоклассические стили, завитки и позолоту в стиле рококо, а также романтические пасторальные сцены, флаконы для духов следовали тенденциям художников и декоративно-прикладного искусства. Производство парфюмерных сосудов также перестало быть эксклюзивным для Италии; прекрасные образцы можно было найти в Лондоне, Вене и других городах.

Американский артистизм

Слева: флакон для духов из американского паросского фарфора, около 1830-70 годов. (Фото: Метрополитен-музей искусств, общественное достояние) | Справа: флакон для духов или туалетной бумаги из американского выдувного кремневого стекла, изготовленный Генри Уильямом Стигелем, около 1767-84 годов. (Фото: Художественная галерея Йельского университета, общественное достояние)
Слева: флакон для духов из американского паросского фарфора, около 1830-70 годов. (Фото: Метрополитен-музей искусств, общественное достояние) | Справа: флакон для духов или туалетной бумаги из американского выдувного кремневого стекла, изготовленный Генри Уильямом Стигелем, около 1767-84 годов. (Фото: Художественная галерея Йельского университета, общественное достояние)

Изделия из стекла пришли в американские колонии довольно рано; первая мастерская была основана в Джеймстауне в 1608 году. Отечественное производство не соответствовало импорту до конца 18 века. В 19 веке массовое производство становилось все более возможным благодаря развитию промышленной революции.

Неоклассический дизайн флаконов для духов был популярен в Европе, но американские потребители также вырабатывали свои собственные уникальные вкусы. Они тяготели к декоративному декору и граненому или формованному стеклу. Такие ювелиры, как Louis Comfort Tiffany, создавали роскошные произведения искусства для самых состоятельных потребителей, например, этот флакон для духов, вырезанный из агата и украшенный золотом и сапфирами в стиле модерн.

Современное искусство и коммерция

Стеклянный и позолоченный флакон для духов от Louis Comfort Tiffany, около 1900 года. (Фото: Викисклад, общественное достояние)
Стеклянный и позолоченный флакон для духов от Louis Comfort Tiffany, около 1900 года. (Фото: Викисклад, общественное достояние)

В 20 веке некоторые из самых известных имен в стекле и парфюмерии создали репутацию, которая сохраняется и по сей день. Французский ювелир Рене Лалик стал известен своими флаконами для духов из матового стекла. На многих флаконах для духов 20-го века был распылитель, изобретение конца 19-го века, которое создает мелкий спрей из жидкости. В то время как парфюмерные бренды получили признание в 19 веке, флаконы и бренды стали узнаваемыми как часть более широкой модной среды. Прекрасный пример - Chanel № 5, аромат, представленный в 1921 году дизайнером Коко Шанель.

Фото взято из интернета
Фото взято из интернета

Основанный на дизайне 1924 года, Chanel № 5 был целенаправленно простым в ответ на работы из граненого стекла, подобные Lalique. Флакон был и остается прозрачным; жидкость янтарного цвета выставлена на всеобщее обозрение. К 1930-м годам были доступны флаконы меньших размеров для удобства современной женщины в дороге.

Флаконы для духов сегодня в значительной степени брендированы, в отличие от в основном анонимных предметов древних времен. Однако при тщательном дизайне флакон для духов остается произведением искусства.

Музеи
7007 интересуются