Многие современные художники любят играть в игру (я бы назвала ее русской рулеткой), связанную с рассылкой своего портфолио в разные галереи и людям, занимающимся кураторством выставок. Но если бы относиться к игре как игре, то почему бы и нет. Но люди относятся к этому действию очень серьезно, думая, что это путь к их карьерному росту и продвижению, а потом часто разочаровываются или в людях или в своем творчестве.
Я предлагаю посмотреть на данный процесс не со стороны отправителя портфолио (художника), а со стороны получателя этого портфолио (куратора, галериста). Механизмы, почему, чаще всего художники получают в ответ "ничего конкретного предложить не можем" чаще всего не связаны именно с качеством самого искусства.
Любая галерея - это выражение чьего-либо субъективного понимания, что такое "хорошее искусство". Галерея не берет на себя ответственность выбрать некий "эталон современного искусства", который должен быть хорошим для всех. Если собрать искусствоведов и кураторов не вместе ,а по отдельности, и спросить, какое искусство хорошее ,они вам ответят в соответствии с ценностями той институции ,в которой они работают. Например, одни скажут, что черно-серая живопись а-ля суровый стиль суриковского института - это здорово, это наша русская реалистическая школа, а другие скажут, что не видят в этих работах никакой содержательной глубины, связи с контекстом и взаимодействия со зрителем. Потом, у галереи, или иной институции есть меценаты, или эти институции кормит государство. Поэтому нужно понимать изначально, что у разных кураторов, организаций галерей нужды разные. В интервью основатели галереи, коллекционеры, меценаты чаще всего говорят "берем то, что нравится". За этой незначащей фразой стоит многое - воспоминания о прошлом, знакомство с тусовкой, очарование личного бренда художника.
Рассмотрим несколько кейсов, почему рассылка бывает неэффективной.
Кейс 1. Художник отправляет портфолио в галерею с давней историей (в России это галереи, которым по 10-15 лет). У этой галереи есть уже собранный круг художников. Галерист их знает лично (часто это хорошие старые друзья), вложил деньги в их имя, увеличив стоимость их работ, люди, кто покупает в этой галерее тоже знают и любят художников этого поколения, этой тусовки. Галерист точно знает, что эти люди не будут минуя его продавать работы покупателю вдвое дешевле из мастерской. И, соответственно, когда приходит молодой автор (даже если его работы нравятся) то возникает масса вопросов: как он себя поведет, если его покупатель найдет в соцсетях и спросит о цене (скажет ли галерее "ой, извините, мне работа эта на выставку нужна" и продаст покупателю напрямую или скажет цену такую же, как в галерее), насколько серьезны планы человек 25-35 лет отроду будет делать искусство в наше непростое время (имеет ли смысл вкладывать в него ресурсы). Ну и вообще, может в галерее дела идут плохо, не продаются работы авторов, у которых есть имя, надо решать кучу административных вопросов, искать источники финансирования и тут не до расширения круга художников.
Перспективнее отправлять портфолио в недавно открывшиеся галереи, которые находятся в поиске своего круга художников. Но тут тоже надо понимать, что галереей могут называть что угодно - даже объединение двух девушек, решивших продавать искусство, не имея ни своего помещения, ни финансирования, ни клиентской базы.
Еще почему-то в сознании художников бытует представление (наверное, взятое из учебников по истории искусства), что галереи и галеристы яростно рыщут в поисках новых талантов, просто спят и видят, как открыть новых звезд. Но галерея - это не благотворительные организации по продвижению художников. В галерее представлена субъективная подборка тех авторов, которых галерист считает лучшими и которых знает давно.
Или, например, Вы отправляете свое портфолио в региональный музей или галерею. Им всё нравится, но может оказаться, что у них нет такого финансирования, чтобы оплачивать транспортировку Ваших работ. Обидно? У многих так. Или галерея уже имеет выставочный план и ориентирована на показ только региональных авторов.
Кейс 2. Художник отправляет портфолио куратору. Любой воспитанный человек обязательно скачает и посмотрит Ваше портфолио. Чисто по-человечески. Ну и, конечно, из профессионального любопытства. Но ждать, что Вас пригласят в какой-то проект или предложат сделать персоналку тоже не стоит. Почему. У куратора есть свой вкус, те авторы, на соцсети которых он подписан. Притом это выбор часто основанный не на визуальных качествах их работ, а еще и на истории художника. Возможно, Вы похожи на их любимых авторов. Но искусство любят эмоционально, импульсивно и безотчетно. А потому метод формально-стилевого анализа тут не работает. Словом, встреча куратора с Вашим творчеством лучше состояться в не столь официальной обстановке, так сказать, в непринужденной обстановке. Что можно понять по сухим строчкам био и правильно составленных CV и Artist Statement? Очень мало.
Разработка проекта и диалоги связанные с ним должны начинаться с куратора галереи. Но диалог можно вести только со сподвижниками .И с людьми примерно равной с тобой квалификации, а также равного социального положения или вы должны обладать не оспоримым талантом, который признаёт окружения и которое создаёт новые связи. Если эти параметры соблюдены нужно подружится с куратором, но при этом не давать свои связи и инвестора. Только в том случае ,если ты не сможешь один их реализовать, или они помогут подкупить галериста. И многое другое. Но если куратор умнее тебя надо с ним дружить ,это даст тебе развитие ,шахматисты это знают.
Первым делом нужно ,чтобы проект понравился в двух галереях .Нужно тщательно разработать проект ,чтобы он принёс выгоду хотя бы одной галерее. Нужно сначала показать, что ты работаешь и приносишь победы галерее. Это должна увидеть вторая галерея . Она может предложить тебе сотрудничество (и менеджер тоже найдет тебя сам, если твоя деятельность действительно дает другому человеку доход). Если ты заинтересуешь своей деятельностью три галереи ,то связи будут только расти ,если ты потеряешь первую. Связи решают всё.
У куратора есть своя жизнь, свои проекты, круг авторов, с которыми он уже работает, представление, что примерно он будет там показывать. Даже если у Вас очень интересные работы, то это не значит, что они будут хорошо смотреться с тем, что куратор уже отобрал. Никто не будет перестраивать экспозицию ради одной Великой и Талантливой работы. И опять же, кураторы - это тоже не благотворители-меценаты, стремящиеся открыть новые Таланты. Большинство кураторов работает с определенным кругом авторов. И с определенным пластом искусства. Есть кураторы, занимающиеся выставками искусства неофициального искусства СССР или соцреализма, у них определенный круг знакомых интересующихся этим искусством. Зачем им работы молодых современных авторов, если они занимаются совсем другим. Надо понимать, что если человек давно в этой области, то у него есть специализация (выставки молодых современных авторов, искусство прошлого, отчетные сборные-солянки с платным участием). Даже если Ваши работы понравятся, то куратор, в практику которого Ваши работы не вписываются, ничего не сможет Вам предложить. Есть одно исключение: те, кто делают выставки с платным участием будут очень рады хорошим (хотя и вообще любым) работам и Вашим взносам за участие.
Кейс 3. Абсурдный. Художник рассылает свое портфолио с предложением продавать его работы за процент с продажи (или быть чьим-то менеджером). Если работы художника разбирают как горячие пирожки, то менеджер сам предложит сотрудничество такому автору. А если нет, то почему другой человек (у которого свои дела, своя жизнь, семья, работа, проекты) вдруг должен инвестировать время, деньги, и иные ресурсы в то, чтобы продвигать искусство мало знакомого человека. И всё это "продвижение" будет художнику нужно скорее всего до момента, когда ему организуют выставку и там он сможет взять телефоны потенциальных покупателей. В цепочке продаж произведений искусства в России самый часто обманываемы субъект - посредник. Но и он же больше всех в это вкладывающий. Поэтому для многих людей подобное предложение выглядит как "поработай за бесплатно, но, может быть (хотя это не точно), что-то тебе и перепадёт" и еще получи 150 миллионов попреков, что ты плохо работаешь и надо тебя выгнать.
Конечно, бывают счастливые случайности, бывают, когда галерея отвечает, получив Ваше портфолио и зовёт сотрудничать. Бывает, что куратор зовет Вас в свой проект. Но чаще всего КПД от рассылок кураторам и галерея бывает сильно меньше, чем 10%. Надеюсь, узнав причины столь частых отказов от кураторов или галерей, кто-то поймёт, что бывает более продуктивно как-то иначе искать свою аудиторию и находить площадки для своих выставок, чем рассылать свое портфолио на emailы галерей. А если Вы разослали портфолио во многие места, то отсутствие ответа совсем не значит, что Вы делаете плохое искусство