Иногда за кадром съемочного процесса известных фильмов происходят такие вещи, что его легко можно превратить в самостоятельный фильм. Комедия или трагедия – как повезет, но соедините странности экранизации «Трех мушкетеров» и это точно будет убойная комедия! Прыжки с пятого этажа без учеников, скачки по улицам Львова с полным мушкетом в час пик, завоевание спальни директора без объявления войны, набег на винный погреб местного кузнеца и обвинение в измене - кого-то, кто точно знал даже советских актеры знали это чувство хорошего отдыха.
Экранизация романа д'Артаньян и три мушкетера.
Со сцены на экран
Прошло более 42 лет с тех пор, как фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» впервые вышел на экраны и для многих он был и остается одним из самых популярных фильмов . Легкий приключенческий мюзикл по исторической пьесе Александра Дюма-отца, который захватывает и детей, и взрослых. Отрывки из него, разбросанные по афоризмам и замечательные песни, созданные циклом поэта Юрия Ряшенцева и композитора Максима Дунаевского, пошли в народ и стали шлягерами. Скажите, как тут не подпевать смелым "Пора, пора, пора!..." или не прослезиться над пронзительным рассказом графа де Ла Фера? И таинственный "Канал!" и «Тысяча чертей!» и стал вполне самостоятельным культурным явлением, воспроизводимым поколениями остроумных шуток.
Мало кто знает, но изначально «Три мушкетера» представляли собой музыкальный спектакль на музыку и стихи тех же Дунаевского и Ряшенцева, который несколько лет с успехом шел на сцене Московского ТЮЗа. В конце 1977 года, когда постановку уже свернули, одному из сотрудников Гостелерадио СССР пришла в голову идея снять ее для телевидения. Было решено немедленно осуществить задуманное. Съемки поручили Одесской киностудии, а режиссером был выбран Георгий Юнгвальд-Хилькевич, имевший опыт производства музыкальных фильмов. Однако первоначальный сценарий Хилькевичу не понравился, так как он с детства искренне любил творчество Дюма, поэтому почти все было переписано, кроме нескольких музыкальных сцен. Не только потому, что они показались режиссеру картины такими удачными, а наоборот: авторы песен настаивали на том, чтобы оставить их без изменений, а сам Хилькевич считал их «волосами в глазах». Ничего не поделаешь - у каждого творца свое видение.
Агония выбора
1 ноября того же года начался важнейший подготовительный этап — подбор актеров. И если с распределением одних ролей проблем не было, то другие касты доставляли немало проблем. Например, Хилькевич буквально заранее знал, что лучше Атоса и Портоса, чем Вениамин Смехов и Валентин Смирницкий, просто не найти. У режиссера не было сомнений в кандидатуре королевской четы — на роль Людовика XIII. Безоговорочно был передан гигантский и неповторимый, по словам самой Хилькевич, Олег Табаков, а Анну Австрийскую сыграла Алиса Фрейндлих. А вот с ролью служанки королевы все пошло не так гладко. Сначала режиссер утвердил на роль Констанции Евгению Симонову, которая, по его мнению, идеально могла бы воплотить образ очаровательной и немного наивной француженки, но «сверху» настояли на том, чтобы Ирина Алферова сыграла Бонасьеру, которую она сама отлично показали в "Хождении по мукам". Юнгвальд-Хилькевич проиграл ту партию и поддался давлению комитета, но когда могущественные дяди решили отобрать у него Миледи, он сначала пошел дальше. Он видел в кардинале Маргарите Тереховой шпионку и не хотел слышать никаких возражений. В какой-то момент вопрос превратился в ребро: либо говорят Тереховой, либо сериала вообще не будет. В результате самой Комиссии пришлось пойти на уступки.
Но, пожалуй, больше всего проблем представляла кандидатура главного героя, д'Артаньяна. Вы хоть кого-то кроме Боярского представляете на этой картине? Они неразлучны, как Черчилль и сигара, как Мэрилин Монро и ее галстук-бабочка, как... как Боярский и шляпа! И все же четвертым в славной тройке телохранителей мог быть совсем другой актер. И не только смог, это почти случилось.
На роль д’Артаньяна пробовалось с десяток перспективных молодых актеров, и после долгих раздумий Хилькевич выбрал Александра Абдулова. Он уже начал вживаться в роль гасконского головореза, когда его дорогу неосознанно перешел молодой Михаил Боярский. Боярского пригласили на роль Рошфора, но он опоздал на репетицию в первый же день. И когда он ворвался на съемочную площадку , задыхаясь от суматохи , поправляя по дороге шляпу с пером, д’Артаньян предстал перед зрителями со своим собственным лицом — настоящим. К тому же у Михаила было музыкальное образование, тогда как Абдулов с трудом справлялся с вокальным материалом.
Между прочим, Боярский внес еще один важный вклад в успех «Трех мушкетеров». До последнего момента никто не мог найти Арамиса, пока Боярский не посоветовал Хилькевич присмотреться к Игорю Старыгину, который, сыграв роль элегантного и чувственного аристократа, должен был стать объектом вздохов целого поколения советских девушки .
Любовь, вино и чрезвычайная ситуация
К началу апреля 1978 года роли были готовы. Группа отправилась во Львов, где находится красочный Дворец бракосочетаний, который будет играть роль Франции во времена Реформации. Работа шла быстрыми темпами: на съемки каждой из трех серий отводилось всего 22 дня, что держало всю съемочную группу в постоянном напряжении, но даже в таких условиях актерам удавалось находить время для возлияний и ночных тусовок в отеле. номера. Причем часто на этот раз они появлялись с ними посреди съемочного дня и, не желая упускать ни минуты, заходили в местные магазины, рестораны, столовые и пабы в ковбойских костюмах и громко требовали вина из «таверны». ', но живее. Публике это понравилось, но руководители команды не разделили их чувств. Но раздражать актеров особо никто не хотел, все понимали, что творческим личностям нужен отдых. Более того, еще в самом начале съемок они красноречиво показали, чем полно нарушение комфорта создателей.
Приехав во Львов, актеры, многие из которых к тому времени уже были педагогами, по инициативе кинорежиссера Михаила Бялого поселились в гостинице с характерным названием «Колхозная», где были только удобные кровати. Да, эти неудобные. Вытерпев пару дней такого "все включено", актеры, не объявляя войны, заняли номер Хилькевича, который находился в "люксе" лучшей гостиницы города, а как Бялый на месте незаконного массового скопления Приехал Талантен, она бросила на него всех непристойных собак. В ту же ночь всех актеров заселили в хорошие номера.
Устроившись в новых комфортных условиях, четверо телохранителей и Владимир Балон, исполнявший роль де Жюссака, решили «отмыть» дело. Они отправились в ближайший магазин и, закупившись всем необходимым, в шутку пригласили на вечеринку молоденькую продавщицу. Мадемуазель не поняла шутки и действительно пришла после смены посмотреть на актеров. Откуда он быстро ушел, не выдержав лавины профессиональных историй. А через некоторое время на пороге комнаты появился добропорядочный грузин со словами: « Эта девушка, которая у тебя была, — моя любимая. Я менеджер магазина через дорогу. Вот ключи от винного погреба — используйте, пожалуйста, не трогайте. Я Вас люблю! ". Стойко равнодушные актеры смогли в полной мере осознать случившееся лишь под утро, но от заманчивого предложения не отказались. Мы, конечно, старались не злоупотреблять, но как же нам здесь оставаться. Конечно, рассчитавшись Имея потери, великодушный Генацвале всерьез усомнился в силе своих чувств к выбранному ветру.
Все празднуют!
Инциденты из разряда «и смех, и грех» случались не только в ее свободное время, но и на съемках.
В одной из сцен гасконец, убегающий от людей Рошфора, перепрыгивает через деревянные перила в стог сена, в котором были спрятаны пустые страховые коробки. Перила находились на уровне пятого этажа и, конечно, этот трюк для Боярского должен был проделать каскадер, но неожиданно актер предложил прыгнуть сам. Скажи, что мой герой ничего не боится - и я этого не заслуживаю. Они не могли остановить его, поэтому решили рискнуть. Полный адреналина, Михаил так смело прыгнул в пустоту, что режиссер едва успел скомандовать «Мотор!». К счастью, все закончилось благополучно: сцена была снята с первого дубля, а Боярского выкопали из сена живым и невредимым. Но не успела съемочная группа уйти, как — бум! раздался грохот очередной посадки. Выяснилось, что храбрый д'Артаньян умудрился подняться на вершину без камер и снова прыгнуть оттуда! Когда испуганная группа законно спросила, почему он это сделал, Боярский спокойно ответил: « Я ничего не понял в первый раз». Я должен был это почувствовать .
Несмотря на плотный график, пылкий дух видения передавался всему коллективу, а потому даже самые серьезные персонажи порой были любопытны. Например, мудрый и предусмотрительный капитан де Тревиль Лев Дуров. По словам лошади, доставшейся ему по наследству, он ужасно боялся синего цвета и приходил в бешенство при виде формы телохранителей. Менять животное было поздно — часть выстрелов уже была произведена, — поэтому Лев Константинович никому ничего не сказал. И это того стоило бы. Во время съемок очередной конной сцены бедное животное снова увидело пресловутые синие плащи и настрадалось от них. К сожалению, в этот момент ворота дворца открылись, и Дуров — вернее, капитан де Тревиль, одетый со шпагой на бедре, — выскочил на коне по городским улицам, прямо в поток машин. Лошадь наотрез отказывалась слушаться поводьев, поэтому актеру ничего не оставалось, как притвориться, что послушалась. Дуров гордо проскакал по центру Львова в час-пик, сделал круг по площади (к счастью, ошеломленный таким зрелищем милиционер помог) и вернулся на съемочную площадку, где уже проиграл. Представив себе, какой это был бы смех, если бы правда о причине его «самоволки» вышла наружу, Лев Константинович решил не отступать от избранной им тактики, объяснив это тем, что он так храбро вложил себя и лошадь в представленную роль.
Когда съемки уже подходили к концу, разразился новый скандал. И на этот раз все было как нельзя серьезнее: Юнгвальд-Хилькевич был вызван на ковер сотрудниками КГБ за то, что вся съемочная группа предала Родину! Как оказалось, во всех гостиничных номерах были установлены «колкости», а актеры, не подозревая об этом, травили опрометчивые шутки про Ленина и пародировали Брежнева в нетрезвом виде. Директору пришлось немало потрудиться, чтобы убедить чекистов, что его подопечные сделали это не со зла, а чисто по глупости, и взять на себя личную ответственность за то, чтобы подобное больше не повторилось. Пьянство после взрывного инцидента не прекратилось, но примирительных речей действительно больше не было.
Съемки были завершены 9 августа 1978 года, а монтаж был полностью завершен к 25 декабря, но первая серия «Трех мушкетеров» вышла всего через год. Премьеру пришлось перенести из-за спора Хилькевича со сценаристами Марком Розовским и Юрием Ряшенцевым, которые обвинили режиссера в самовольной переделке сюжета и присвоении в итоге их лавров и доли. Все обвинения оказались беспочвенными, и в канун Нового 1980 года мюзикл наконец-то дошел до публики и стал одним из самых популярных и известных творений отечественной киноиндустрии.