О профильном экзамене по литературе — учитель литературы школы «Летово» Мария Валентиновна Набоко.
Специфика нашего экзамена в том, что мы не проверяем знание текстов, а значит, говорить о том, что есть какой-то правильный учебник для подготовки, невозможно. Мы проверяем навыки, прежде всего навык анализа художественного текста. Соответственно, нужны знания по теории литературы, представления о логике развития литературного процесса.
На экзамене вам будут предложены два небольших текста: прозаический и поэтический. Обычно они перекликаются тематически. По каждому тексту заданы вопросы, предполагающие небольшой, но аргументированный (это ключевое слово!) ответ. Мы проверяем понимание содержания, умение опознать те или иные художественные средства и объяснить, как они «работают» в тексте. Также предлагается написать небольшое сочинение-рассуждение, где нужно найти и раскрыть либо сходство, либо различия двух текстов — то есть провести их сравнительный анализ.
Увы, главная проблема немалой части абитуриентов — недостаточные начитанность и знание контекста. Важно понимать особенности литературного процесса, его связи с историко-культурным контекстом. Это пригодится не только на вступительных экзаменах в «Летово», но и на любой олимпиаде, на сдаче ГИА.
Комплексный экзамен (для поступающих в 7 класс) — это совершенно другая история: с его помощью мы проверяем исключительно навыки. Там не будет разговора о метафорах, эпитетах и стихотворных размерах, но будет проверяться умение абитуриента прочитать текст и «опознать» его (например, понять, что это научный текст), распознать иронию, написать рассказ по пословице, иллюстрации или афоризму. В комплексном экзамене есть место творчеству!
Для поступающих в 9 класс скажу отдельно: в этом экзамене мы проверяем не только то, как вы создаете свой текст, но и ваше умение анализировать чужие тексты, для чего пригодятся определенные навыки работы с теоретико-литературными терминами. Однако способность быстро написать связный текст без грубых ошибок — последнее я бы подчеркнула особенно — это плюс. Да, грамотность на экзамене по литературе имеет значение — не решающее, но большое.
Чего не хочется видеть на вступительных экзаменах — это предсказуемых, ожидаемых, шаблонных ответов. «В предложенном для анализа тексте автор высказывает свою позицию по проблеме...» — это типовое начало для сочинений в формате ОГЭ и ЕГЭ, но иногда с ужасом обнаруживаешь его и в работах тех, кто сдает профильную литературу. Стандартизации, стереотипности не должно быть ни в коем случае. Тексты для экзамена мы выбираем непростые. Они не допускают однозначного истолкования. Они многослойны. И попытка стандартного подхода здесь не сработает.
Заглядывая вперед, скажу: собеседование с учителем-предметником — не отсекающий этап. Но оно может стать последним лепестком, который падает на чашу весов, после чего эта чаша перевешивает. Для собеседования в «Летово» не нужны навыки самопрезентации, к собеседованию нельзя подготовиться. Любые заученные ответы не годятся здесь. Для меня собеседование — всегда про поиск ответа на вопрос, сможем ли мы получить радость, изучая литературу вместе, про степень самостоятельности, про мотивированность, про то, каким абитуриент видит свой путь после поступления в «Летово».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: