Найти тему

Положение стран азиатско-тихоокеанского региона на пороге глобальных перемен

В 1991 г. в ТОП-5 ведущих экономик мира была только одна страна из Азиатско-Тихоокеанского региона - Япония. Спустя 30 лет к ней присоединились Китай и Индия, причем последняя вытеснила Великобританию, чьей колонией когда-то была. Мир постепенно смещается из Евроатлантического региона в Азиатско-Тихоокеанский.

Ожидается, что XXI век будет веком Китая или более широко - Азии, в т.ч. Китая, Индии, объединенной Кореи, Вьетнама и иных стран. В отличие от них Западные страны утрачивают рынки, силу и влияние, теряют авторитет, сталкиваются с существенными проблемами. Очень ярко это показал коронавирус, достаточно сравнить, как Китай помогал Европе и США масками и иными материалами.

На этом фоне не надо говорить про стремительный рост Китая и вообще азиатских стран, прочно вошедших в ТОП-10 стран не только по ВВП, но также и по расходам на НИОКР. Даже Южная Корея, которая все еще находится под управлением США, в случае объединения с Северной становится на уровень мировых гигантов, поскольку и по населению и по экономическому потенциалу она будет сравнима с Германией и Японией, при этом имея неоспоримое преимущество перед обеими странами благодаря ядерным технологиям, полученным от Северной Кореи. Появление такого государства у российских границ может иметь негативные последствия в связи с малой управляемостью северокорейских элит и подконтрольностью Америке южнокорейских. Из позитивного можно отметить теоретический новый рынок для российских энергоносителей, что скажется благоприятно на ценах корейских товаров и приведет к повышению их конкурентоспособности.

Развитие Азиатско-Тихоокеанского региона фактически приведет к формированию гигантского рынка, в перспективе более богатого, чем Американский или Европейский сейчас. Действительно, экономическое объединение России, Китая, Индии, Ирана, Вьетнама, обеих Корей и, судя по всему, стран Средней Азии будет означать:

Фактически, Европейский рынок становится не просто самодостаточным, он становится гигантским, позволяющим поглотить весь производимый в рамках регионах продукт. Кроме того, большой рынок позволит пережить падение глобализма и разделения мировой экономики на отдельные сегменты гораздо лучше, чем могут позволить себе ЕС и США, учитывая, что США будут поглощать и уничтожать рынок ЕС, чтобы самим прокормиться. Экономическая зона Запада, даже с учетом рынков Канады, Мексики, Японии и Австралии, будет сокращаться, а Евразийская зона будет расти. В этой связи технологический прогресс в Евразийской зоне будет ускоряться за счет роста населения и его богатства, поскольку значительные расходы на НИОКР можно будет разделить между бОльшим количеством потребителей, в отличие от Западной зоны.

Очевидно, что России выгодно участие в таком рынке по многим причинам, как экспортом энергоносителей, продовольствия (прокормить Индию и Китай это уже большие доходы) и иных товаров на новые растущие рынки, так и обеспечением транзита грузов через СМП, Транссиб, а в перспективе - в США через Берингов пролив - если, конечно, торговля между Европой и Азией, Азией и США сохранится. Единственное условие - спокойствие в Евразийском регионе, недопущение не только крупномасштабных войн, но даже и торговых войн, что может негативно сказаться на росте как региона, так и необходимости для России занять ту или иную позицию по отношению к участникам конфликта, например, в случае конфликта:

Очевидно, что в таком регионе, где все спорят со всеми, крупная держава в лице США имеет множество возможностей организовать конфликт для остановки развития как Китая, так и региона в целом, продвигая свои интересы. И, поскольку у России хорошие отношения как с Китаем, так и с Индией, Вьетнамом, то в случае конфликта в любой конфигурации Россия может понести существенные потери (имиджевые, экономические), если сторонам не удастся договориться и нам придется выбирать чью-то сторону. С другой стороны, хорошие отношения со всеми странами позволяет выступать третьей стороной, позволяющей эти конфликты улаживать ко всеобщей выгоде.

С другой стороны, наличие множества конфликтов ведет к тому, что Китай будет больше занят решением своих приграничных проблем, например, проблемой Тайваня. Повернувшись лицом на юг, ему нужен будет прикрытый тыл в лице России, что также будет выгодно нам как в плане экономики, так и в плане безопасности границ, что описывается концепцией “Спина к спине”, когда Россия занята противостоянием на Западе, а Китай - на юго-востоке.

Америка упустила свой шанс победить Китай. Ей нужно было в 90-х гг. после развала Союза помочь России, дать технологии, инвестиции, и тогда бы они получили такого союзника как Германия, или даже мощнее, учитывая население и ядерное оружие. А после этого США могли бы использовать Россию в противостоянии с Китаем. Теперь же США делают все, чтобы Россия и Китай объединились перед лицом общего врага, фактически совершая этим самоубийство, потому что противостоять объединенной мощи двух стран Запад не в состоянии, поскольку в ядерной войне Россия прикроет Китай, а в экономической гонке союз России и Китая, а в перспективе еще и Индии, Ирана, имеет достаточно человеческих, технологических, природных ресурсов, чтобы выиграть противостояние со слабеющим Западом. Время играет в этой ситуации на нас.

Любая империя, вступившая в век заката своей мощи будет стараться сохранить свое положение, а если не получается - ввергнуть остальной мир в хаос, чтобы падение остального мира было быстрее, чем слабеющего гегемона. И сейчас это видно на примере санкционных и торговых войн США с Россией и Китаем. Однако торговые войны не помогают, угрозы тоже. В итоге, война - последний довод королей. Но как США воевать с Китаем, ведь это страна обладает ядерным оружием? Да и в последнее время США сами не горят желанием воевать даже с Северной Кореей, когда Д.Трамп угрожал, но так и не напал на КНДР, не говоря уже про Китай. Но вопрос - а зачем господину самому лаять, если для этого есть собака? Англосаксы поступят так же, как и всегда - попробуют стравить конкурентов. Наилучший вариант для них - война России и Китая, но этот шанс они упустили своей откровенно глупой политикой в отношении поверженной России. Ничего, у Китая есть и другие соседи - Индия, имеющая пограничные конфликты с США, Япония, множество государств поменьше. Если удастся стравить Китай и Индию, то несмотря на наличие ядерного оружия у обеих стран, все же их объем не настолько значителен, как у России и США, поэтому и ущерб будет глобальным, но не смертельным для человечества. Кроме того, никто не предлагает использовать стратегическое ядерное оружие, можно обойтись и тактическим - чуть менее мощным, чем взрывы в Хиросиме. А такую ядерную войну мир уже пережил.

Китай. Также следует иметь в виду, что, несмотря на успехи Китая, имеются значительные проблемы, вызванные все той же политикой, которая и привела КНР в лидеры мира. Во-первых, не очень понятно, правдивую ли статистику публикует Китай, и насколько информация, опубликованная на английском языке, соответствует публикуемой на китайском, поскольку такая работа не проводилась и затруднена в силу языкового барьера. Так, “скоростные железнодорожные поезда, в первую очередь испытали на себе большой удар. Прежде всего потому, что Ухань находится в центре системы пассажирских перевозок, и через Ухань идут пассажирские поезда из Пекина в Гуаньчжоу и из Шанхая в Сиань и Сычуань”.

Во-вторых, “Китай смог развить свой рынок в первую очередь благодаря гарантированному спросу на неуникальную продукцию. Китаю было позволено дорасти до сегодняшних объемов и перекошенных пропорций внешней торговли в качестве аванса, но Китай не подтвердил лояльность. Вместо того, чтобы передать свою волю на аутсорс, а территорию - под американский контроль (по примеру интегрирующихся по такой же схеме Германии, Японии, Кореи, Тайваня, Италии и др) - пошел по противоположному пути. Стал скупать активы за американские доллары и в Африке, и везде, где мог. Тем самым разгоняя долларовую инфляцию и параллельно снижая свою зависимость от США”. Таким образом, очевидно, что Западные страны во главе с США будут стремиться принудить Китай к сотрудничеству на выгодных для Запада условиях, т.е. встроиться в ту систему и на той роли, которая была у Китая до этого. По сути, до недавнего времени, многие достижения Китая, как и до него Японии и Южной Кореи, были связаны с открытием рынков Запада, его технологий и капитала в обмен на его лояльность, противостояние СССР, а затем как дешевую фабрику для ТНК. КНР же благоприятные возможности, предоставленные Западом, воспринял как собственные достижения. КНР не испытывал настоящего давления объединенного Запада в отношении своей экономики и вооруженных сил. Только недавно Китаю мягко показали, что с ним может случиться при непослушании и проведении независимой политики: торговые войны, “цветная” революция в Гонконге. Китай продолжил свою линию, что правильно, но и Запад не будет молча смотреть на дальнейший рост конкурента, а надавит на слабые точки китайской экономики и общества путем использования:

  • внутренних противоречий между элитами КНР, например, между Шанхайской группой и той, которую представляет Си Цзиньпинь;
  • сепаратистских движений Синьцзян-Уйгурского автономного района, Тибета и Гонконга;
  • высокой зависимости КНР от отдельных западных технологий и продукции, например, в части гражданских самолетов;
  • конфликтов Китая с соседними странами.

В-третьих, в случае падения экономики США и/или ЕС, экономика Китая понесет пропорциональные потери в связи с высокой взаимозависимостью стран. Так, экспорт Китая на 17% идет в США, на 12% в еврозону и 21% в Европу в целом (включая Россию) - по данным на 2020 г. В случае “обезжиривания” экономики ЕС или закрытия его рынков, проект Китая “Один пояс - Один путь” может забуксовать, потому что не будет смысла в гигантских поставках товаров в ЕС - их там просто не на что будет покупать. В результате - снижение ВВП Китая, поскольку внутренний рынок не сможет выкупить весь объем товаров, ранее уходивших на экспорт, и перерастание экономических проблем в политические, чем воспользуются враги Китая.

В ситуации падения экономик США, ЕС и Китая при постепенном росте российской экономики, которая уже пережила развал 90-х гг. и готова к любым кризисам, можно ожидать постепенного выравнивания экономических позиций России и ее соседей. Предположительно за 20 лет можно ожидать паритета экономик ЕС, США, России и Китая примерно на 8 трлн. долл., что и будет означать многополярный мир.

Помимо экономических и экологических проблем, в Китае также сильны противоречия между элитами. Так, если Си Цзиньпин настроен в целом положительно по отношению к России и сейчас вектор китайской внешней политики направлен на Юго-Восток в сторону Южно-китайского моря, то противостоящему ему Шанхайская группа больше ориентирована на США. В этой связи и России и Китаю выгодно дружить, поскольку на данный момент мы не имеем друг к другу претензий и дополняем экономику друг друга, постепенно укрепляя свои позиции в мире и вытесняя Запад с рынков. В случае смены курса Китая или России может повториться пагубный сценарий, когда России сталкивалась с новым растущим конкурентом англосаксов. В ХХ веке это была Германия, в XXI такой страной может оказаться КНР. Такой сценарий будет фатальным как для Китая, так и для России, поэтому его недопущение является залогом выживания обеих стран. В этой связи проблема роста товарооборота между странами поставлена на самом высоком уровне. Так, еще в 2014 г. была поставлена задача увеличения товарооборота двух стран. Построен газопровод “Сила Сибири”, обсуждается строительство “Сила Сибири-2”. Страны еще в нулевые урегулировали территориальные претензии, а угроза китайского вторжения на данный момент не может быть существенной. Если бы Китай хотел территориальной экспансии, он бы сделал этого в конце 90-х, начале нулевых, когда экономика России была ослаблена дефолтом, в стране началась вторая чеченская война, а российская армия, ядерные силы и флот уже существенно устарели, по сравнению с 1991 г. Однако, этого не произошло. Более того, Китай сейчас больше заинтересован в удержании имеющихся территорий, в частности, Гонконга, учитывая проходившие там в 2019-2020 гг. беспорядки, а также сконцентрирован на возвращении Тайваня. Возвращение острова, а также создание сети баз в Южно-Китайском море (рисунок 6).

Рисунок 6 - Интересы Китая в Южно-Китайском море. Источник: South China Sea: A Geopolitical Cauldron: https://thegeopolitics.com/geopolitics-of-south-china-sea/
Рисунок 6 - Интересы Китая в Южно-Китайском море. Источник: South China Sea: A Geopolitical Cauldron: https://thegeopolitics.com/geopolitics-of-south-china-sea/

Вектор интересов России направлен на Запад, Китая - на Юго-Восток, что позволяет говорить об отсутствии пересечений на данный момент. Политика “Спина к спине” позволяет укреплять взаимное сотрудничество и обезопасить тыл обеим странам. Соответственно, расширение интересов Китая в Юго-Восточной Азии усиливает вероятность конфликта с соседями, что расширяет их сотрудничество с США как единственной державой, способной сдержать Китай. В этой связи роль России как третьей стороны позволила бы избежать нагнетания конфликта и оттеснить Америку из этого региона, ограничив ее активность созданием альянса AUKUS.

Однако надо понимать, что союз с Китаем, как и с любой другой страной, не вечен, и определяется текущим совпадением интересов по логике “Против кого дружим”. По мере ослабления США и Запада в целом будет все в большей степени вырисовываться новый многополярный мир. Если он будет построен на равноправии и уважении суверенитета и интересов участников Евразии, то он может просуществовать относительно долго. В случае существенных разногласий и доминирования одного центра сила в лице Китая, неизбежно столкновение интересов, как это было сразу после поражения Германии и привело к началу Холодной войны.

Индия. На данный момент страна является одним из экономических лидеров в мире, входя в ТОП-5 по ВВП. Однако, растущее бедное население, которое скоро превысит китайское, не позволяет стране обеспечить населению достойную жизнь. Столкновения с мусульманами, проблемы с Пакистаном приводят к сложным внутри- и внешнеполитическим проблемам, угрожая целостности и перспективам развития страны.

США, заинтересованные в сдерживании Китая, стремятся столкнуть страны, чему способствуют приграничные конфликты между Китаем и Индией. Вместе с тем, Индия проводит осторожную политику, не давая Америке однозначно втянуть себя в антикитайский альянс.

Для России Индия интересна как перспективный рынок для энергоносителей и продуктов питания. Однако взаимная торговля сдерживается удаленностью страны и множеством неразвитых стран, находящихся на пути из России в Индию. В этой связи строительство трансиранского канала, связывающего Каспийское море с Персидским заливом, послужило бы перспективной для России, Индии и Ирана транспортной артерией.

В политическом плане для России выгодно поддерживать тесные связи, в т.ч. военные, с Индией, как возможный противовес Китаю в будущем Евразийской экономической зоне, при этом отодвигая США от стравливания Китая и Индии. Россия, будучи третьей страной, может реализовать свой потенциала для урегулирования споров и повышения своей значимости в трехсторонних отношениях “России-Индия-Китай”.

В случае реализации конфликтного сценария, Индия самостоятельно не сможет противостоять Китаю и его союзнику и своему давнему врагу - Пакистану, ставшему союзником КНР. Поэтому в коалицию, помимо США, должны войти Япония, Вьетнам и иные страны поменьше, с которыми у Китая есть территориальные споры. Возможно участие также Южной Кореи в войне против Северной. Такой конфликт будет очень выгоден США, фактически сметая всех конкурентов или ослабляя их в войне, а именно: Китай, Японию, Южную Корею, Индию. Все эти страны либо претендуют на глобальное влияние (Китай), либо стремятся проводить независимую внешнюю политику (Индия), либо имеют мощную экономику, конкурирующую с США в определенных высокотехнологичных секторах (Япония, Южная Корея). А США при этом будет как и во время второй мировой - торговать, отправлять оружие, восстанавливать утраченные позиции в мире.

Россия в этом случае будет вынуждена принимать решение о поддержке той или иной стороны, либо о нейтралитете. Все варианты в этом случае одинаково плохи для России.

Северная и Южная Кореи. Сохранение статус-кво с разделением корейского народа вряд ли продлится еще сколько-нибудь долго. Ослабление США и конфликт Америки с Китаем неизбежно затронет и Корею. По всей видимости, объединение двух стран выгодно им обеим, при этом объединение должно быть мирным, иначе весь экономический потенциал Южной Кореи и военный Северный будет растрачен впустую и народ не получит выгод. В случае объединения на полуострове образуется динамичное государство, которое экономически сможет бросить вызов Японии. Подсчитать рост ВВП не представляется возможным в связи с закрытостью информации об экономике КНДР. Однако, объединенное государство будет обладать ядерным оружием, чего нет у Японии, а, соответственно, собственными технологиями, позволяющими получать дешевую атомную энергию. Приток дешевой рабочей силы из Северной Кореи придаст динамики Корейской экономике и снизит цены на продукцию. Дешевые энергия и рабочая сила повысят конкурентоспособность корейской экономики в целом. Возможность получать дешевые энергоносители из России, что сейчас может сдерживаться провокациями на линии разграничения, даст еще один дешевый ресурс для развития единой Кореи. Появление такого конкурента для Японии и Китая невыгодно, а для России - новый рынок для энергоносителей скорее благоприятен. Такая конфигурация предопределяет столкновение интересов соседей Кореи на полуострове.

Индокитай. Страны региона, как видно из рисунка 6, обеспокоены претензиями Китая на Южно-Китайское море. Однако слабость в военном и экономическом плане стран региона не позволяет им самостоятельно дать отпор устремлениям Китая. В этой связи они будут ориентироваться на третью мощную силу, которой пока что является США, которые стремятся затянуть страны региона в орбиту своего влияния для сдерживания Китая, что предопределяет конфликт интересов и использование стран региона в борьбе против Китая.

Россия в данном случае может помочь, например, Вьетнаму, однако это может привести к ухудшению отношений с Китаем, что для России будет более негативным сценарием, чем экспансия Китая в регионе, далеким от российских границ.