Мнение: Считается, что посторонние звуки и визуальный шум сильно мешают чтению.
На самом деле: Понимание прочитанного в условиях шума не ухудшается, но меняется скорость чтения — в случае слухового шума она снижается, а в случае визуального, как ни парадоксально, может увеличиться.
Теперь подробнее
Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ выяснили, как аудиальный и визуальный шум влияет на качество чтения — становится ли оно более поверхностным, когда человек опирается лишь на значения слов, но не связи между ними. Оказалось, что понимание текстов в зашумленных условиях не страдает. А вот скорость чтения меняется. Оно замедляется, когда вокруг слышны даже неразборчивые разговоры. Зато когда человек сталкивается с визуальным шумом, он начинает читать несколько быстрее — судя по всему, из-за раздражающего эффекта.
О чём речь?
Авторы работы отмечают, что до сих пор ни одно из исследований, изучающих влияние шума на чтение, не рассматривало эту проблему в рамках моделей языковой обработки. Так, согласно модели «зашумленного» канала, в условиях шума человек воспринимает информацию поверхностно и опирается на семантику (значения слов), а не на синтаксические отношения между словами. То есть, как поясняют исследователи, предполагается, что в условиях шума человек сам достраивает связи между словами на основе их значений.
С другой стороны, согласно модели поверхностной обработки, независимо от наличия или отсутствия шума, основным фактором для понимания текста является соответствие описываемой ситуации привычным для жизни сценариям. Когда человек сталкивается с предложением, у него одновременно запускаются два механизма обработки: алгоритмический, основанный на синтаксисе, и семантический, основанный на значении слов. «Семантическая обработка может быть завершена быстрее, если возникшее понимание соответствует реальным знаниям о мире. Следовательно, читающие вероятно экономят свои когнитивные ресурсы, отказавшись от синтаксической обработки», — поясняют авторы.
Исходя из теоретических представлений и описанных выше экспериментальных данных, в условиях различного типа шумов также должно происходить поверхностное понимание, основанное, в первую очередь, на семантической обработке слов. Поэтому целью нового исследования стала проверка — увеличивает ли звуковой и визуальный шум опору на семантику. Иными словами, становится ли на самом деле чтение в условиях шума более поверхностным.
Как изучали?
В ходе исследования ученые провели два эксперимента. В первом из них приняли участие 38 женщин и 33 мужчины, средний возраст — 22 года.
Участникам эксперимента необходимо было прочитать предложения с причастным оборотом. Например: «Дима работал с доктором президента, лечащим маленьких детей» (падежное согласование доктором-лечащим соответствует реальному миру) и «Дима работал с доктором президента, лечащего маленьких детей» (падежное согласование президента-лечащего противоречит реальному миру). После каждого экспериментального предложения следовал вопрос на понимание.
Для мониторинга беглости чтения, использовался айтрекер — специальный прибор для отслеживания движений глаз. В качестве фонового шума выступали наложенные друг на друга звуковые дорожки из трёх научно-популярных подкастов. При этом любые неречевые звуки (музыка, треск, шорох) из них были удалены. Каждый участник проходил эксперимент дважды — в условиях шума, а затем в тишине. Стимульные предложения предъявлялись в случайном порядке.
Во втором эксперименте приняло участие 30 женщин и 40 мужчин, средний возраст — 23 года. Никто из них не участвовал в эксперименте с аудиальным шумом. Оборудование и стимульные материалы были идентичны тем, что использовались в первом эксперименте. Однако шум на этот раз был визуальным — в виде набора из коротких русских идиом и устойчивых словосочетаний длиной от двух до пяти слов, появлявшихся вокруг целевого предложения. Например: «вагон и маленькая тележка», «делать из мухи слона».
Что получили?
Результаты первого эксперимента показали, что аудиальный шум действительно влияет на общее время прочтения. Фоновые речи из подкастов приводили к тому, что участники при первом взгляде дольше фиксировались на причастии и слове перед ним. Вероятно, как поясняют исследователи, таким образом при первом прочтении слова испытуемые компенсировали вызванную шумом когнитивную нагрузку. Понимание при этом сохранялось.
Что касается второго эксперимента, то исследователи зафиксировали изменение общей скорости чтения в условиях визуального шума. Участники, как ни парадоксально, прочитывали предложения быстрее. «Это ускорение могло быть вызвано желанием участников выполнить задание по чтению как можно быстрее, вероятно потому, что визуальный шум делает чтение неудобным», — комментируют авторы.
В то же время не было обнаружено значимого влияния шума на точность понимания. Испытуемым удалось прочитать предложения быстрее, сохранив при этом высокий уровень понимания.