Найти тему
Функция Архитектура

Архитектура. Чиперфилд Прицкер 23

Оглавление

Объект: Morland Mixite Capitale
Автор: David Chipperfield Architects
География: France, Paris
Время: 2022

Хочется начать со слова "Наконец-то!" Лауреатом премии Притцкера 2023 года стал Дэвид Чиперфилд: "Утонченный, но мощный, сдержанный, но элегантный, он плодовитый архитектор, радикальный в своей сдержанности, демонстрирующий свое почтение к истории и культуре". Поэтому сегодня будет немного слов об архитектуре.

Кто-то скажет "ну это же обычный модернизм", но тут все намного сложнее. Модернизм это у Миса Ван Дер Роэ - параллелепипед из стекла со стальной сеткой колонн, застывший где-то среди таких же безликих зданий абстрактного мегаполиса. Чипперфилд намного сложнее, потому что это классическая архитектура, несущая больше органики, чем модернизма. И тут, наверное, имеет смыл "растечься" немного о принципах классической архитектуры.

Метр и ритм.

Как в машинном коде чередуются "0" и "1", так и в архитектуре чередуется "пустота" и "заполненность". Но в отличие от простого кода, архитектор может выбирать разные элементы в виде пустоты, как и в виде наполненности, и к тому же чередовать сетки из разных элементов. Этот принцип задает масштабность архитектуры. Масштабность - каким мы будем понимать это здание, большим или маленьким, как оно соотносится с остальными объектами в поле зрения и с нашим собственным размером. Это тот самый музыкальный принцип архитектуры, потому что то, что мы "услышим глазом" будет полькой или вальсом или маршем или или. Этот принцип можно назвать перемычкой между разными искусствами, например литературой:
Смотря как расставлены точки в предложении.
Смотря как. Расставлены точки. В предложении.
Смотря. Как. Расставлены. Точки. В. Предложении.
С. М. О. Т. Р. Я. К. А. К. Р. А. С. С. Т. А. В. Л. Е. Н. Ы.
Важен не только сам элемент, который мы изберем в качестве пустоты и наполнения, но и длительность элемента, которую мы назовем пропорцией.

Принцип пропорции.

Евклид, Пифагорейцы и другие ребята из древней Греции открыли законы геометрии. Оказывается, что все, что мы видим, находится в некой геометрической взаимосвязи - пропорции. Оказывается, мозг на подсознательном уровне считывает эти взаимосвязи, очень быстро на счетах пересчитывает их соотношение и либо сообщает нам об интересных находках, либо молчит в тряпочку. Оказывается, когда мозг нам сообщает о чем-то для него интересном, он как-бы говорит "эй, я тут кое-чего прикинул быстренько в столбик, короче, вот это вот красивое". Красивое соотношение сторон, цветов, масштабов вызывает в мозге нервные импульсы и реакции, что как бы влияет на наше восприятие "объективной действительности" -"красивая и вызывает желание жить" или "проходим мимо" и "дайте другую". Тут вы заметите, что "но это же все на плоскости, а я не смотрю на здание как на чертеж или проекцию" и тут мы переходим к одному из главных принципов.

Процессуальность.

Мало заложить правильные пропорции в плоскостных взаимоотношениях архитектуры - важна процессуальность (простыми словами программирование пространства при помощи архитектуры). И это могут очень не все архитекторы в принципе. Здание - не только чертеж и макет из картона в стеклянной коробке на кусочке улицы. Когда мы работаем над Большой Архитектурой - мы стараемся продумать до мелочей "как архитектура здания выглядит из разных точек города", "как архитектура будет раскрываться перед нами при приближении к ней из разных точек", "как архитектура будет вести себя при движении мимо", "как архитектура будет вести себя при перемещении из экстерьера в интерьер и наоборот". Буквально, как скульптор, ходит вокруг камня, держась за голову. Это динамичное взаимодействие с объектом позволяет создавать многослойные и глубинные пропорции - так при движении мимо здания один фасад будет для нас складываться, а второй увеличиваться в перспективе, и чем больше интересных пропорций найдет наш глаз (и в самом объекте и в его соотношении с другими объектами), тем больше красоты впитает мозг.

Традиция.

В дизайне и декоративном искусстве есть более ярко выраженное понятие "вторичности" - не дай бог сделать что-то похожим на что-то, повторить прием, технику. И все. Началось... "Как так можно жить!?", "я это уже видел", "ничего нового", "ну разве нельзя придумать что-то инновационное!?", "почему не сказали, что это оммаж!?". В архитектуре все сильно проще - архитектор дербанит чужие проекты, разрывая на куски чужие здания, чтобы слепить своё - Идеальное. И ничего. Никто не умер. Даже наоборот. Смотрите, какой молодец! Наследует традиции! Поэтому в проекте мы можем увидеть призраки Венеции и Ватикана, одинокого Миса Ван Дер Роэ, стоящего на парапете и даже гостиницу "Москва", что на Красной Площади.

Ваша Функция Архитектура.
Наследуем традиции.