Монументальный новатор, икона и дикарь, трубач Майлз Дэвис помог определить направление развития джаза и популярной культуры в XX веке, преодолев разрыв между бибопом, модальной музыкой, фанком и фьюжн. На протяжении большей части своей 50-летней карьеры Майлз Дэвис играл на трубе в лирическом, интроспективном стиле, часто используя бесстебельную мундштук Harmon, чтобы сделать свой звук более личным и интимным. Этот стиль, наряду с его задумчивой сценической личностью, принес ему прозвище "Князь тьмы". Однако Дэвис проявил себя как ослепительно протеиновый артист, перейдя к зажигательному модальному джазу в 60-е годы и электрифицированному фанку и фьюжну в 70-е годы, попутно окуная свою трубу в эффекты педали вау-вау. Дэвис, как никто другой в джазе, помог определить направление развития жанра благодаря постоянному потоку записей, расширяющих границы, среди которых камерный джазовый альбом 1957 года Birth of the Cool (в котором собраны записи 1949-1950 годов), модальный шедевр 1959 года Kind of Blue, оркестровый альбом 1960 года Sketches of Spain и знаковая запись 1970 года Bitches Brew в стиле фьюжн. Игра самого Дэвиса, безусловно, была в авангарде этих изменений, но он также отличился как бэнд-лидер, регулярно окружая себя помощниками и соратниками, которые также двигались в новых направлениях, включая знаменитых Джона Колтрейна, Херби Хэнкока, Билла Эванса, Уэйна Шортера, Чика Кориа и многих других. Хотя он остается одной из самых упоминаемых фигур в джазе и основным ориентиром для многих поколений трубачей (включая Уинтона Марсалиса, Криса Ботти и Николаса Пейтона), его музыка выходит далеко за рамки джазовой традиции, и ее можно услышать в жанровом подходе исполнителей всего музыкального спектра, от фанка и поп-музыки до рока, электроники, хип-хопа и многого другого.
Дэвис родился в 1926 году, был сыном хирурга-стоматолога, доктора Майлза Дьюи Дэвиса-младшего, и учительницы музыки, Клеоты Мэй (Генри) Дэвис, и вырос в среде черного среднего класса Восточного Сент-Луиса после того, как семья переехала туда вскоре после его рождения. В детстве он заинтересовался музыкой и к 12 годам начал брать уроки игры на трубе. Еще учась в средней школе, он получил работу, играя в местных барах, а в 16 лет выступал за городом по выходным. В 17 лет он присоединился к Eddie Randle's Blue Devils, территориальной группе, базировавшейся в Сент-Луисе. Его личный апофеоз произошел в 1944 году, сразу после окончания средней школы, когда он увидел биг-бэнд Билли Экстайна, выступавший в Сент-Луисе, и получил разрешение на участие в нем. В составе группы были трубач Диззи Гиллеспи и саксофонист Чарли Паркер, архитекторы зарождающегося стиля джаза бибоп, который характеризовался быстрым, изобретательным солированием и динамичными ритмическими вариациями.
Удивительно, что Дэвис так полностью попал под чары Гиллеспи и Паркера, ведь его собственный более медленный и менее яркий стиль никогда не шел ни в какое сравнение с их стилем. Но бибоп был новым звучанием того времени, и молодой трубач должен был следовать ему. Он так и поступил, покинув Средний Запад, чтобы в сентябре 1944 года поступить в Институт музыкального искусства в Нью-Йорке (переименованный в Джульярд). Вскоре после прибытия на Манхэттен он играл в клубах с Паркером, а к 1945 году оставил академические занятия ради полноценной карьеры джазового музыканта, сначала присоединившись к группе Бенни Картера и сделав свои первые записи в качестве сайдмена. Он играл с Экстайном в 1946-1947 годах и был членом группы Паркера в 1947-1948 годах, дебютировав в качестве лидера на сессии 1947 года, в которой участвовали Паркер, пианист Джон Льюис, басист Нельсон Бойд и барабанщик Макс Роуч. Однако это была единичная дата, и большую часть времени Дэвис играл и записывался за Паркером. Но летом 1948 года он организовал группу из девяти человек с необычной роговой секцией. Помимо него самого, в состав группы входили альт-саксофон, баритон-саксофон, тромбон, валторна и туба. Этот нонет, использовавший аранжировки Гила Эванса и других, выступал в течение двух недель в Royal Roost в Нью-Йорке в сентябре. Заработав контракт с Capitol Records, группа отправилась в студию в январе 1949 года для первой из трех сессий и записала 12 треков, которые поначалу не привлекли особого внимания. Однако расслабленное звучание группы повлияло на музыкантов, игравших в ней, среди которых были Кай Виндинг, Ли Кониц, Джерри Маллиган, Джон Льюис, Джей Джей Джонсон и Кенни Кларк, и оказало глубокое влияние на развитие стиля холодного джаза на Западном побережье. (В феврале 1957 года компания Capitol наконец-то выпустила эти композиции вместе на LP под названием Birth of the Cool).
Тем временем Дэвис перешел к совместному руководству группой с пианистом Тэддом Дамероном в 1949 году, и группа вывезла его из страны для выступления на Парижском джазовом фестивале в мае. Но прогрессу трубача помешало пристрастие к героину, которое мучило его в начале 50-х годов. Его выступления и записи стали более бессистемными, но в январе 1951 года он начал длинную серию записей для лейбла Prestige, которая стала его основным местом записи на следующие несколько лет. К середине десятилетия ему удалось побороть свою привычку, и он произвел сильное впечатление, исполнив песню "'Round Midnight" на Ньюпортском джазовом фестивале в июле 1955 года, и это выступление заставило лейбл Columbia подписать с ним контракт. Престижный контракт позволил ему собрать постоянную группу, и он организовал квинтет с участием саксофониста Джона Колтрейна, пианиста Реда Гарланда, басиста Пола Чемберса и барабанщика Филли Джо Джонса, который в октябре начал записывать свой дебютный альбом "Round About Midnight" на Columbia.
Однако, как оказалось, у него оставалось еще пять альбомов по контракту с Prestige, и в течение следующего года он был вынужден чередовать свои сессии для Columbia с сессиями для Prestige, чтобы выполнить это предыдущее обязательство. Результатом последних стали альбомы Prestige The New Miles Davis Quintet, Cookin', Workin', Relaxin', and Steamin', сделав первый квинтет Дэвиса одним из наиболее задокументированных его коллективов. В мае 1957 года, всего через три месяца после выхода на Capitol пластинки Birth of the Cool, Дэвис снова объединился с аранжировщиком Гилом Эвансом для своей второй пластинки Columbia LP, Miles Ahead. Играя на флюгельгорне, Дэвис руководил биг-бэндом, исполняя музыку, которая расширяла концепцию Birth of the Cool и даже имела классические нотки. Выпущенный в 1958 году, альбом был позже включен в Зал славы Грэмми, предназначенный для чествования записей, сделанных до учреждения премии Грэмми в 1959 году.
В декабре 1957 года Дэвис вернулся в Париж, где он импровизировал фоновую музыку для фильма L'Ascenseur pour l'Echafaud. Альбом Jazz Track, содержащий эту музыку, принес ему номинацию на премию "Грэмми" 1960 года в категории "Лучшее джазовое исполнение, соло или малая группа". Он добавил в свою группу саксофониста Кэннонболла Аддерли, создав Miles Davis Sextet, который записал Milestones в апреле 1958 года. Вскоре после этой записи Ред Гарланд был заменен на фортепиано Биллом Эвансом, а Джимми Кобб заменил Филли Джо Джонса на ударных. В июле Дэвис снова сотрудничал с Гилом Эвансом и оркестром на альбоме с музыкой из "Порги и Бесс". Вернувшись в секстет, Дэвис начал экспериментировать с модальной игрой, основывая свои импровизации на гаммах, а не на изменениях аккордов.
Это привело к записи следующего альбома, Kind of Blue, в марте и апреле 1959 года, который стал вехой в современном джазе и самым популярным альбомом в карьере Дэвиса, в итоге проданным тиражом более двух миллионов копий, что является феноменальным успехом для джазовой пластинки. На сессиях, состоявшихся в ноябре 1959 года и марте 1960 года, Дэвис вновь последовал своей модели чередования релизов группы и сотрудничества с Гилом Эвансом, записав альбом Sketches of Spain, содержащий традиционную испанскую музыку и оригинальные композиции в этом стиле. Альбом принес Дэвису и Эвансу номинации на премию "Грэмми" в 1960 году за лучшее джазовое исполнение, большая группа, и лучшую джазовую композицию, более 5 минут; в последней категории они победили.
К тому времени, когда Дэвис вернулся в студию для записи следующего альбома группы в марте 1961 года, Аддерли уже ушел, Уинтон Келли заменил Билла Эванса за фортепиано, а Джон Колтрейн ушел, чтобы начать свою успешную сольную карьеру, и его заменил саксофонист Хэнк Мобли (после недолгого пребывания Сонни Ститта). Тем не менее, Колтрейн принял участие в записи нескольких треков альбома, который назывался Someday My Prince Will Come. Альбом попал в поп-чарты в марте 1962 года, но его опередил в списках бестселлеров следующий альбом квинтета Дэвиса, состоящий из двух пластинок - Miles Davis in Person (Friday & Saturday Nights at the Blackhawk, San Francisco), записанный в апреле. В следующем месяце Дэвис записал еще одно живое выступление: в мае в Карнеги-холле к нему и его группе присоединился оркестр под руководством Гила Эванса. В результате "Miles Davis at Carnegie Hall" стал его третьим LP, попавшим в поп-чарты, и принес Дэвису и Эвансу номинацию на "Грэмми" 1962 года за лучшее джазовое исполнение большой группой, инструментальное. В 1962 году Дэвис и Эванс снова объединились для записи своего последнего совместного альбома "Quiet Nights". Альбом был издан только в 1964 году, когда он попал в чарты и получил номинацию на премию "Грэмми" за лучшее инструментальное джазовое исполнение большой группой или солистом с большой группой.
В 1996 году компания Columbia Records выпустила бокс-сет из шести компакт-дисков "Miles Davis & Gil Evans: The Complete Columbia Studio Recordings", который получил премию "Грэмми" за лучший исторический альбом. До выхода "Quiet Nights" на рынок следующая работа Дэвиса, "Seven Steps to Heaven", была записана весной 1963 года с совершенно новым составом, состоящим из саксофониста Джорджа Коулмана, пианиста Виктора Фельдмана, басиста Рона Картера и барабанщика Фрэнка Батлера. Во время сессий Фельдман был заменен Херби Хэнкоком, а Батлер - Тони Уильямсом. Альбом ознаменовал переход Дэвиса к его следующей великой группе, членами которой станут Картер, Хэнкок и Уильямс. Это было еще одно попадание в поп-чарт, которое принесло в 1963 году номинации на премию "Грэмми" за лучшее инструментальное джазовое исполнение солистом или малой группой и лучшее инструментальное джазовое исполнение большой группой. После этого квинтет выпустил два концертных альбома: "Майлз Дэвис в Европе", записанный в июле 1963 года, который попал в поп-чарты и получил номинацию на "Грэмми" 1964 года за лучшее инструментальное джазовое исполнение малой группой или солистом с малой группой, и "Мой смешной Валентин", записанный в феврале 1964 года и выпущенный в 1965 году, когда он попал в поп-чарты.
К сентябрю 1964 года был сформирован последний состав классического квинтета Майлза Дэвиса 60-х годов: к команде Дэвиса, Картера, Хэнкока и Уильямса добавился саксофонист Уэйн Шортер. Продолжая играть стандарты на концертах, эта группа приступила к выпуску серии альбомов оригинальных композиций, написанных самими участниками, начиная с E.S.P. в январе 1965 года, за которым последовали Miles Smiles (номинация на премию "Грэмми" 1967 года за лучшее инструментальное джазовое исполнение малой группой или солистом с малой группой [7 или менее]), Sorcerer, Nefertiti, Miles in the Sky (номинация на премию "Грэмми" 1968 года за лучшее инструментальное джазовое исполнение малой группой или солистом с малой группой) и Filles de Kilimanjaro. К моменту записи "Miles in the Sky" группа начала использовать электрические инструменты, что предвещало следующий стилистический поворот Дэвиса. К финальным сессиям Filles de Kilimanjaro в сентябре 1968 года Хэнкока заменил Чик Кориа, а Картера - Дэйв Холланд. Однако Хэнкок, вместе с пианистом Джо Завинулом и гитаристом Джоном Маклафлином, принял участие в следующем альбоме Дэвиса, In a Silent Way (1969), который впервые за четыре года вернул трубача в поп-чарты и принес ему еще одну номинацию на "Грэмми" за джазовое исполнение в малой группе. В своем следующем альбоме, Bitches Brew, Дэвис более открыто обратился к стилю джаз-рок. Хотя это, конечно, не была обычная рок-музыка, электрифицированное звучание Дэвиса привлекло молодую, неджазовую аудиторию, оттолкнув при этом поклонников традиционного джаза.
Альбом Bitches Brew, вышедший в марте 1970 года, попал в Топ-40 поп-музыки и стал первым альбомом Дэвиса, получившим золотой сертификат. Он также получил номинацию "Грэмми" за лучшую инструментальную аранжировку и выиграл "Грэмми" за джазовое исполнение в большой группе. За ним последовали такие альбомы, как Miles Davis at Fillmore East (номинация на премию "Грэмми" за лучшее джазовое выступление группы 1971 года), A Tribute to Jack Johnson, Live-Evil, On the Corner и In Concert, все из которых достигли поп-чартов. Тем временем бывшие помощники Дэвиса стали его учениками в ряде фьюжн-групп: Кориа создал группу Return to Forever, Шортер и Завинул возглавили Weather Report, а Маклафлин и бывший барабанщик Дэвиса Билли Кобэм организовали Mahavishnu Orchestra. Начиная с октября 1972 года, когда он сломал лодыжки в автомобильной аварии, Дэвис стал менее активным в начале 70-х годов, а в 1975 году он полностью отказался от записи из-за болезни и перенес операцию по замене тазобедренного сустава в конце года. Прошло пять лет, прежде чем он вернулся к активной деятельности, записав в 1980 году альбом "The Man with the Horn" и вернувшись к гастрольной деятельности в 1981 году.
К этому времени он уже был старейшиной джаза, и его инновации вошли в музыку, по крайней мере, теми, кто поддерживал его эклектичный подход. Он также был знаменитостью, чья привлекательность выходила далеко за пределы основной джазовой аудитории. Он выступал на джазовых фестивалях по всему миру и записал ряд альбомов, которые попали в поп-чарты, включая We Want Miles (премия "Грэмми" 1982 года за лучшее джазовое инструментальное исполнение солистом), Star People, Decoy и You're Under Arrest. В 1986 году, после 30 лет работы в Columbia, он перешел на Warner Bros. и выпустил альбом Tutu, который принес ему четвертую премию "Грэмми" за лучшее джазовое инструментальное исполнение.
Альбом Aura, который он записал в 1984 году, был выпущен компанией Columbia в 1989 году и принес ему пятую премию "Грэмми" за лучшее инструментальное исполнение солистом (на джазовой записи). Дэвис удивил поклонников джаза, когда 8 июля 1991 года на джазовом фестивале в Монтрё присоединился к оркестру под руководством Куинси Джонса, чтобы исполнить некоторые аранжировки, написанные для него в конце 50-х годов Гилом Эвансом; ранее он никогда не оглядывался на этот аспект своей карьеры. Он умер от пневмонии, дыхательной недостаточности и инсульта в течение нескольких месяцев. Doo-Bop, его последний студийный альбом, вышел в 1992 году. Это было сотрудничество с рэпером Изи Мо Би, и он получил "Грэмми" за лучшее инструментальное исполнение в стиле ритм-энд-блюз, а композиция "Fantasy" была номинирована на "Лучшее джазовое инструментальное соло". Вышедший в 1993 году альбом Miles & Quincy Live at Montreux принес Дэвису седьмую "Грэмми" за лучшее выступление большого джазового ансамбля.
Майлз Дэвис использовал всеобъемлющий, постоянно беспокойный подход к джазу, который завоевал ему признание и вызвал споры в течение всей его жизни. В вычурно одетом лидере, который в последние годы жизни, казалось, держал одну ногу на педали вах-ваха, а другую - на электрической клавиатуре, трудно было узнать аколита бибопа Чарли Паркера. Но он много сделал для популяризации джаза, обратив вспять тенденцию отхода от коммерческой привлекательности, начатую бибопом. И какими бы ни были его причуды и изыскания, он сохранил способность играть трогательные соло, которые привязали его к слушателям и продемонстрировали его близость к традициям. Он является напоминанием о таком важнейшем свойстве музыки, как безграничное изобретательство с использованием всех доступных средств. Через двадцать четыре года после смерти Дэвиса о нем был снят биографический фильм "Miles Ahead", соавтором и режиссером которого выступил Дон Чидл, также сыгравший его роль. Саундтрек фильма представляет собой обзор его карьеры, а дополнительная музыка была предоставлена пианистом Робертом Гласпером и его коллегами. Кроме того, Гласпер привлек многих своих коллег для участия в записи отдельного релиза "Everything's Beautiful", в который вошли мастер-записи и ауттейки Дэвиса в новых композициях. В 2020 году трубач также стал объектом внимания режиссера Стэнли Нельсона в документальном фильме Miles Davis: Birth of the Cool, в котором была показана музыка на протяжении всей карьеры Дэвиса. В саундтрек документального фильма был включен новый трек "Hail to the Real Chief", созданный из ранее не издававшихся записей Дэвиса, сделанных коллегами трубача по группе эпохи фьюжн - барабанщиком Ленни Уайтом и барабанщиком (и племянником) Винсом Уилберном-младшим.
Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!