Как говорил Клаузевиц, „Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Но воевать сложно.“ И сложность эта почти всегда обусловлена недостатком информации. Знай немецкое командование, что в ходе операции "Радуга" появятся дополнительные британские силы - может и весь ход событий был иным.
Кстати, я попробовал найти описание этого боя на немецком языке, но на запрос Neujahrskampf in der Barentssee ни Гугл, ни Яндекс не выдали не слова. Есть тексты на русском, на английском, но не на немецком.
Обстановка на тот момент была такова - после разгрома конвоя PQ-17 союзники прекратили проводку конвоев до наступления полярной ночи. Но вот она пришла и первенцем стал JW-51A, состоявший из 16 транспортов. Непосредственное прикрытие конвоя осуществлялось шестью эсминцами и пятью более мелкими кораблями. Крейсерское прикрытие состояло из лёгких крейсеров "Шеффилд" и "Ямайка" в сопровождении трёх эсминцев. В отличие от конвоев серии PQ, на этот раз крейсера не повернули назад на долготе Нордкапа, а сопровождали конвой до Кольского залива.
Конвой вышел из Британии 15 декабря 1942 года и, не обнаруженный противником, вошёл в Кольский залив 25-го. Так что немцы не знали о местонахождении этих крейсеров и эсминцев ничего . Командовал этим соединением контр-адмирал Роберт Барнетт. Снимок сделан где-то за месяц до описываемых событий:
Следующий конвой, JW-51В, вышел 22 декабря. В состав конвоя входило 14 транспортов, груз которых составлял: 202 танка, 2046 прочих транспортных средств, 87 истребителей, 33 бомбардировщика, 11 500 тонн горючего, 12 650 тонн авиационного топлива и свыше 54 000 тонн прочих припасов.
Обычно в защите конвоя участвовали непосредственный эскорт, силы ближнего прикрытия, и силы дальнего прикрытия. Эскорт состоял из 6 эсминцев: HMS Achates, HMS Orwell, HMS Oribi, HMS Onslow, HMS Obedient и HMS Obdurate. Кроме того, транспорты сопровождали два корвета: HMS Rhododendron и HMS Hyderabad, тральщик Bramble и два вооруженных траулера: Northern Gem и Vizalma.
Корвет HMS Rhododendron:
Командовал эскортом капитан 1 ранга Роберт Сент-Винсент Шербрук
Немецкий самолет-разведчик заметил JW 51B в канун Рождества, 24 декабря. И немецкое командование начало разрабатывать план по его уничтожению. 30 декабря подводная лодка U-354 засекла его к северу од Нордкапа. Командовал ею на тот момент капитан-лейтенант Карл-Хайнц Хербшлеб
Он совершил на ней до августа 1944 года семь боевых походов общей продолжительностью 242 дня, потопил два транспорта - американский " William Clark" типа Либерти и советский "Петровский"
Однако основной задачей лодки была разведка на путях следования конвоев, она имела на борту специальное оборудование и группу радиоразведки.
Сразу после её доклада в море из Альтен-фиорда вышло соединение под командованием вице-адмирала Оскара Кумметца
Известен тем, что при потоплении тяжёлого крейсера "Блюхер" в норвежском фиорде сумел выбраться на берег, был схвачен норвежцами на какой-то ферме, но отбит своими войсками и принял участие в операции по захвату Осло, за что стал кавалером Рыцарского креста.
Соединение состояло из двух тяжёлых крейсеров, «Admiral Hipper» и «Lützow», о котором была предыдущая статья, а также шести эсминцев, чего должно было хватить за глаза для расправы над британским эскортом и конвоем в целом.
План операции "Regenbogen" (Радуга) состоял в том, что «Admiral Hipper» с частью эсминцев должен был отвлечь и связать силы эскорта с северного направления, а когда транспорты попытаются улизнуть на юго-восток, там бы их поджидал «Lützow» с остальными эсминцами. Авиация из-за погодных условий не привлекалась. И надо помнить, что над немцами довлела установка о максимальном сбережении своих тяжёлых кораблей, что не могло не связывать их активность.
Конвой пережил два сильных шторма и несколько его судов рассеялись. На их поиски была отправлена часть эскорта. Два транспорта, один из которых сопровождал эсминец HMS Oribi , а другой — вооруженный траулер Vizalma, ушли в Кольский залив самостоятельно.
Тральщик Bramble в поисках отставших шёл в 15 милях позади конвоя, когда обнаружил «Admiral Hipper».
Что могли сделать его две 102-мм пушки и зенитные пулемёты против тяжёлого крейсера со свитой? Но англичане вступили в бой. Однако уже вскоре залпы 203-мм орудий крейсера нанесли тяжелые повреждения тральщику, а эсминец Z-16 Friedrich Eckoldt добил поврежденный корабль, вместе с которым погиб весь экипаж — 121 человек.
Этот эсминец пережил свою жертву совсем ненадолго - в последовавшем бою он был потоплен снарядами крейсера "Шеффилд", появления которого вместе со всем соединением контр-адмирала Барнетта, вышедшим встречать конвой, немцы совершенно не ожидали. С эсминцем погибли 340 человек его команды.
Меж тем корвет HMS Hyderabad заметил приближающиеся три эсминца, однако по началу принял их за советские, но они открыли огонь и основная фаза боя началась.
Капитан 1-го ранга Роберт Шербрук направил навстречу им четыре своих эсминца: HMS Onslow, HMS Obedient, HMS Obdurate и HMS Orwell. А HMS Achates было приказано установить дымовую завесу между транспортами и этими эсминцами. Сам Шербрук находился на борту Onslow . Но вскоре появился «Admiral Hipper» и открыл огонь по HMS Achates
Эсминец получил серьезные повреждения; на борту погибли 40 членов экипажа, включая командира. Несмотря на тяжелые повреждения и возгорание, эсминец продолжал ставить дымовую завесу, пытаясь скрыть транспорты конвоя.
Однако повреждения, которые получил Achates от 203-мм снарядов, оказались для корабля фатальными. Он набрал много воды и стал медленно погружаться. 80 оставшихся членов экипажа были сняты с эсминца вооруженным траулером Northern Gem
HMS Onslow и HMS Orwell стали имитировать торпедные атаки на «Admiral Hipper» и он перенёс огонь на них. Через несколько минут он добился двух попаданий в Onslow , в результате которых пострадало 47 человек, из них 17 погибли.
Роберт Шербрук также был ранен. Англичане пишут об этом так: Капитан 1 ранга Шербрук был ранен стальным осколком, раздробившим ему скулу, нос и лоб, оставив болтающимся левый глаз. Примечательно, что он сохранил свое хладнокровие., продолжая спокойно командовать, пока его не смогли спустить вниз, и он передал поводья управления эскортом капитану 3-го ранга Кинлох .
Эсминец HMS Onslow
10 января, когда конвой и оставшиеся корабли эскорта были уже в Кольском заливе король наградил Шербрука орденом Виктории. Полуслепой, прикованный к постели, Шербрук написал, что это награда всему экипажу, а не только ему лично. Более поздний снимок:
Неизвестно, как бы пошло дело дальше, но тут подошли «Ямайка» и «Шеффилд». На двоих у них было 24 152-мм орудия и все они стали лупить по "Хипперу". Один снаряд повредил котельное отделение тяжелого крейсера, скорость которого сразу упала до 23 узлов. Тот же снаряд, пробивший корпус ниже ватерлинии, повредил топливную цистерну. Второй 152-мм снаряд пробил борт «Хиппера» выше ватерлинии, разорвавшись во внутренних помещениях крейсера и вызвав пожар, третий снаряд уничтожил ангар и находящиеся в нем гидросамолеты.
Учитывая новые обстоятельства, Кумметц приказал кораблям отходить на запад, а тяжелый крейсер начал ставить дымовую завесу, скрывавшую его от англичан.
А что же «Lützow» и его сопровождение? В 11:40 он встретил конвой, который теперь прикрывали только корветы и вооруженный траулер. Первый из кораблей конвоя находился в трех милях от тяжелого крейсера, последние семь миль. Дистанция отличная, но крейсер, выпустив по целям 87 283-мм снарядов и еще 75 150-мм снарядов, не добился ни одного прямого попадания. Лишь один транспорт получил легкие повреждения от близких разрывов. Около 12:20 были замечены британские крейсера, которые вначале приняли за немецкие эсминцы. Последовавшая затем короткая перестрелка закончилась без особого успеха для сторон.
Около 12:34, под угрозой 283-мм снарядов, Барнетт приказал своим крейсерам повернуть назад. В 12:36 такой же приказ на отход отдал командир «Lützow». Бой закончился.
Командовал крейсером на тот момент капитан цур зее Рудольф Штанге. Нашёл единственную некачественную фотографию, точная дата съёмки не известна:
Англичане потеряли тральщик и эсминец, другой был сильно повреждён, погибло 250 человек личного состава. У немцев погиб один эсминец, а «Admiral Hipper» получил такие повреждения, что до конца войны в боевых действиях больше не участвовал. Немцы потеряли 340 человек, их эсминцы не выпустили ни одной торпеды, а все транспорты конвоя благополучно достигли Кольского залива.
Фюрер был в ярости: «Все действие показывает, что корабли совершенно бесполезны и представляют собой не что иное, как питательную среду для революции, праздно лежащую и не имеющую никакого желания вступать в бой. Это означает уход флота открытого моря; теперь я принял бесповоротное решение покончить с этими бесполезными кораблями».
Уж он-то помнил, как восстали матросы с крупных кораблей в Киле в 1918 году, что в итоге привело к революции и свержению монархии.
6 января 1943 года Гитлер приказал главкому Кригсмарине гросс-адмиралу Редеру расформировать надводный флот, а орудия использовать в береговой обороне. В ответ Редер потребовал отставки и 30 января 1943 года был заменён Карлом Дёницем. Тому всё же удалось уговорить фюрера сохранить крупные корабли, своим существованием отвлекающие силы союзников для охраны северных коммуникаций. Однако сами попытки использовать их для рейдерства на коммуникациях были закончены навсегда.
Хотя нет. Внимательные читатели обратили внимание на то, что был ещё один подобный бой - это попытка линкора "Шарнхорст" с отрядом эсминцев напасть на конвои JW 55B и RA 55A, что закончилось его гибелью.
................................................................................................................................................................
Оглавление журнала: