Найти тему
Это грибы!

Как меня сыроежки разыграли. С какого боку вообще к ним подступиться?

Сыроежки сотканы из противоречий. Казалось бы, что может быть проще? Разноцветные шляпки, ломкая мякоть... сыроежка, взятая "в себе", ясна, как на ладони. Что вообще в ней может быть непонятного? Но тут уж дело такое: чем больше знаешь о предмете, тем острее осознаешь собственное невежество. Наверное, это верно для всех предметов без исключения; но что касается грибов из рода сыроежек, так это уже настоящее издевательство над здравым смыслом и человеческим разумом.

Дело было на осеннем слёте грибников в пандемийный 20-й. Прекрасное место на крутом берегу Шерны; тёплый октябрьский день, грибы, столы, дружеское общение. Мы курсировали в броуновском стиле между столом с находками (каждый гриб подписан!) и столами со всевозможными яствами. Время летело незаметно.

В десятый раз выкладываю этот кадр. Больно уж нравится. "Узнаю тебя, Шерна!" (фото И.Лебединского)
В десятый раз выкладываю этот кадр. Больно уж нравится. "Узнаю тебя, Шерна!" (фото И.Лебединского)

Во время очередного подхода к научному снаряду (нельзя же непрерывно есть!) к "столу находок" приблизился степенный кавказский дедушка из местных. А что? Всем же интересно. Обсудили грибы.

- А эти сыроежки мы нэ бэрем! - строго молвил он, указывая на очень красивую сыроежку фиолетово-красной окраски. Сколько ж их там выросло в бору. И все как на подбор!

- Почему? - удивился я.

- Очень едкие. Вымачивать долго нужно. Вот желтые - другое дэло.

Крупных желтых сыроежек (надо полагать, Russula claroflava) и правда было не меньше. Но фиолетовые-то гораздо красивее! И при чем тут какая-то едкость? Это же сыроежка тёмно-красная, которую еще зовут и селёдочной, и буреющей. Russula xerampelina, короче. Всё, что в ней может быть плохого - слабый рыбный запах у зрелых плодовых тел. Так старые сыроежки никому и не нужны.

Желая сразу же проиллюстрировать этот тезис, я откусил краешек от фиолетовой шляпки...

Осознание пришло не сразу. Вот каким-то образом у них это получается. Полминуты, минута... а потом - взрыв вкуса и глаза на лоб. Прервал беседу на полуслове и побежал в кусты отплёвываться. К чести моего собеседника, он даже не улыбнулся, лишь понимающе кивнул головой.

В общем, это оказалась не тёмно-красная сыроежка, а пурпурно-коричневая. Russula badia. Неотличима с виду от тёмно-красной, растёт почти в тех же биотопах, но выделяется ярчайшим эффектом "отложенной едкости". Каковой я на себе и испытал, отнюдь не планируя это делать.

Таковы уж наши сыроежки. Помимо этой пары видов, бывалый сыроежковед с ходу назовет десяток более редких представителей рода - таких же красивых, но по факту других. Какие-то можно отличить по вкусу пластинок, какие-то по розовым пятнышкам на ножке; очень важны такие признаки, как - внимание! - степень, с какой сдирается кожица со шляпки. Полностью? Наполовину? Вообще никак? Это один из ключевых аспектов. А оттенок спорового порошка? Не цвет. Оттенок. Сделать посев на идеально белую бумагу, сравнить "оттенок желтоватого" с таблицей. Если и это не помогает установить видовую принадлежность - что ж, пора приложиться к микроскопу...

Сыроежка - гриб простой, но совсем не в том смысле, в котором нам, быть может, и хотелось бы. Это всё равно что сказать: "проще пареной репы". Врать не буду, сам репу не парил, но прекрасно помню, как прабабушка Агриппина Максимовна на это выражение ругалась. Не в том смысле просто, что легко!

Официально в роду Russula числится под тысячу видов. Это по всему миру; у нас-то ерунда, сотня, две. Ну максимум четыре. Вот такая особая простота.

И шутят еще, понимаешь, над начинающими исследователями.

...Я мыслю так. Чтобы хоть как-то начать понимать сыроежки, надо смелее заходить с флангов и атаковать самые беззащитные грибы. Вот, допустим, подгруздки белые и черные - тоже представители рода Russula, но их там вряд ли больше десятка, и у каждого - чёткие отличительные признаки. Ну, по сыроежьим меркам - чёткие. Их легко и рассортировать, и запомнить.

Разобравшись с подгруздками, можно замахнуться на валуи и валуеобразные сыроежки. Это сложнее, но тоже, в целом, решаемо. А вот дальше...

Красные и едкие анализировать будем? А может, лучше за зеленые и вкусные возьмемся? Или вообще за синие, таинственные?

Или приберечь глубокое знакомство с сыроежками для следующей жизни, а в этой простодушно ими любоваться, не забираясь в учёные дебри? Что посоветуете?